В республике преобладает правовая неграмотность. Такой вывод сделала уполномоченный по правам человека в Коми Надежда Быковская по итогам своей работы в должности в течение первых восьми месяцев.
Надежда Быковская вступила в должность омбудсмена в июне 2014 года. В интервью "Комиинформу" уполномоченный рассказала, совпадают ли ее ожидания от реальности, удается ли эффективно решать проблемы людей, которые приходят к ней.
Предваряя разговор, Н. Быковская сразу предупредила, что сравнивать ее результаты работы с работой предыдущих омбудсменов особенно не стоит, поскольку более года в республике уполномоченного по правам человека не было, поэтому нет и преемственности.
- Когда произошло назначение, в комментариях "Комиинформу" вы "грозились", что прежде всего помогать будете коренному населению. Выполняете обещанное?
- Уточняю, что не коми населению, а коренному. У меня самой отец, как говорится, пришлый, но не это важно. Коренными жителями нашей многонациональной республики я считаю и тех, кто в Коми родился, и тех, кто приехал, чтобы жить здесь. Если ты здесь живешь, то для меня ты тот, которому прежде всего должна помочь.
- Откуда чаще всего получаете обращения?
- Чаще всего обращаются сыктывкарцы. Это можно объяснить рядом объективных причин. Прежде всего тем, что наш офис располагается в столице Коми. Здесь большее количество жителей, чем в других городах и районах, сосредоточение органов власти. Также на территории Сыктывкара расположены 2 исправительных учреждения и СИЗО. Затем лидерами по числу обращений являются Ухта, Воркута и Сосногорск, на что также существуют объективные причины. Много обращений поступает от жителей ближних районов, которые легко могут добраться до уполномоченного. Но хочу отметить, что есть районы, откуда регулярно поступает сравнительно небольшое количество жалоб и обращений. Например, из Троицко-Печорского, Койгородского или Удорского районов было по 2 обращения. Но это вряд ли можно объяснить отсутствием проблем граждан и полным соблюдением их прав.
Объясняется все просто: в городах и близлежащих муниципалитетах людям легче найти юриста или адвоката, чтобы получить консультацию. В деревнях же население привыкло решать проблемы сами, не зная, к кому обратиться. То есть полное отсутствие юридической помощи. И когда из дальнего района приходит жалоба, то выясняется, что уже есть решение суда и уполномоченный помочь ничем не может.
- Какова тематика обращений?
- В поступающих жалобах отражаются наиболее острые и нерешенные проблемы современного общества.
Одну треть занимают обращения из мест принудительного содержания. Осужденные и подследственные жалуются на плохое медицинское обслуживание, на неправомерные действия сотрудников колоний и условия содержания.
На втором месте – соблюдение жилищных прав. Это и переселение из аварийного и ветхого жилья, и капитальный ремонт таких домов, и необоснованное исключение из списков на получение квартиры, и вопросы получения единовременных выплат на улучшение жилищных условий, и жилищно-коммунальное обслуживание населения, и переселение из районов Крайнего Севера.
Далее следует блок жалоб на социальное обеспечение и обслуживание. Поступают жалобы на должностных лиц органов местного самоуправления, на медицинское обеспечение. Нередко граждане предлагаю варианты решения каких-либо проблем или способы улучшения той или иной ситуации.
Отдельно выделяются обращения, которые неподведомственны уполномоченному. Это жалобы уголовно-правовой тематики на приговоры судов, на применение арестов и действия следователей при расследовании уголовных дел.
В практике встречаются и необычные ситуации, когда необходимо принимать сложные решения. Так, в одном из районов республики постепенно решается проблема обеспечения жильем детей-сирот. Им выделяются жилые помещения, но данная категория граждан оказывается неприспособленной к индивидуальному проживанию и самостоятельному существованию. В их квартирах собираются шумные компании, нередки случаи злоупотребления алкоголем, за коммунальные платежи копятся огромные задолженности. Все это приводит к нарушению прав обычных граждан – их соседей, начинаются настоящие войны. Сотрудники полиции частые гости в таких адресах. Граждане поднимают вопросы выселения таких детей-сирот из квартир, обращаются за помощью к уполномоченному и в другие органы власти, инициируют судебные процессы по данным вопросам. Таким образом, мы одним сиротам помогаем, и тут же другим людям рассказываем, что нужно сделать, чтобы выселить этого бывшего сироту. И это очень болезненно, так как права у граждан одинаковые.
Бывают примеры, когда люди обращаются к уполномоченному просто за первичной консультацией, которая в итоге носит юридический характер.
- Прежние уполномоченные очень много внимания уделяли контингенту, оказавшемуся в исправительных учреждениях. Вы продолжили эту тенденцию?
- Когда я приступала к работе, большинство знакомых говорили, что мол, теперь из тюрем выходить не буду, как предыдущие уполномоченные. Хочу сказать, что первое соглашение о сотрудничестве мы подписали с УФСИН. И проанализировав их работу за это время считаю, что система защиты прав осужденных у нас в республике налажена. Этим занимается не только УФСИН, но и ОНК – общественно-наблюдательная комиссия – под руководством Николая Збаражского.
- А обращения к вам по этому поводу были?
- Анализ работы предыдущих уполномоченных показывает, как только они посещали спецучреждения, сразу же отмечался шквал обращений. В общем количестве жалоб 50 процентов обращений было от осужденных. У нас таковых было зарегистрирована треть от общего количества.
В последнее время осужденные стали чаще обращаться с жалобами на медицинское обслуживание. Из 16-ти обращений подтвердилось девять. В связи с этим, была инициировала проверка качества медицинского обслуживания в условиях исправительных учреждений, с привлечением прокуратуры республики и территориального органа Росздравнадзора, по итогам которой было проведено межведомственное рабочее совещание при прокуроре. Внесены представления в адрес медсанчасти ФСИН России, установлен срок для устранения выявленных нарушений.
- Приходилось решать вопросы, которые касались не конкретного человека, а территории или сообщества?
- Конечно, есть и такие. Например, системная проблема касается недропользования, отношения промышленников к природе.
По республиканскому закону "Об уполномоченном по правам человека" уполномоченный рассматривает жалобы граждан на нарушение их прав, гарантированных Конституцией РФ. Но бывают случаи, когда нарушение какого-либо порядка приводит к нарушению прав неограниченного круга лиц, проживающих на одной территории. Например, ситуация с транспортным сообщением от Сыктывкара до турбазы Лемью. Через суд граждане еще в 2012 году добились равных условий на транспортное обслуживание с жителями соседнего поселка Краснозатонский. Решение же суда было выполнено формально и не решило основной проблемы жителей. Этот вопрос мы решали совместно с Общественной палатой РК, была организована поездка в Лемью, проведена беседа с населением турбазы, выслушаны их варианты по разрешению ситуации, затем проведена встреча с заместителем главы администрации Сыктывкара Магомедом Османовым, в ходе которой озвучены предложения жителей. В результате были введены дополнительные рейсы автобуса № 23Д.
Спрашивается, неужели для того, чтобы решить проблему, нужно было поднимать столько шума, привлекать различные общественные структуры? Ведь это прямая обязанность администрации города – наладить транспортерное сообщение с пригородными поселками.
- У прежних уполномоченных была сеть общественных омбудсменов. Как сейчас?
- Как я уже упоминала, из-за отсутствия на протяжении более года в республике уполномоченного, взаимодействие с органами власти, правозащитными и общественными организациями было нарушено. Все связи пришлось нарабатывать с нуля. Да, сейчас у нас в каждом районе есть наши общественные представители, в некоторых по два и три. Создан экспертный совет при уполномоченном. Со многими профильными структурами заключены соглашения о взаимодействии — с УФСИНом, с прокуратурой, с минюстом, с МВД, с Общественной палатой РК, с Федерацией профсоюзов. В плане заключение соглашений с юридическими клиниками и т. д.
От помощников мы не хотим, да и не можем отказываться.
- Надежда Николаевна, если сравнить время, когда вы только начинали работать на этой должности, и сейчас, отличаются ли ожидания от действительности?
- Нет, своей позиции я не поменяла. Но, к сожалению, нередко приходится констатировать, что чисто по-человечески помог бы человеку, но закон не позволяет. Тем более, многие обращаются к уполномоченному уже после того, как прошли все этапы, в том числе и судебные. Уполномоченный не вправе подменять собой судебные органы и оспаривать судебные постановления.
Граждане не обладают правовыми познаниями, иногда полностью неграмотны в этих вопросах, им трудно, а зачастую и дорого получить квалифицированную юридическую помощь, особенно в сельских и отдаленных районах. Они обращаются в суды, минуя органы власти, которые в силах решить их проблему.
- Наверняка анализировали специфику поступающих обращений к Вам и к прежним уполномоченным? Что изменилось?
- Пожалуй, значительно сократилось количество обращений по вопросам прохождения службы в армии. Если раньше от военнослужащих поступали жалобы на неуставные отношения, то за то время, пока я работаю в этой должности, не получила ни одной.
Отмечается существенное снижение обращений по пенсионному обеспечению.
Как уже отмечали, на первом месте были обращения по вопросами, касающимся системы наказаний. Из них можно выделить отдельно тему по реабилитации бывших осужденных, нуждающихся в жилье, работе.
- Удается ли решать проблемы граждан, восстанавливать их права?
- В ряде случае удается оказать содействие обратившемуся в восстановлении его нарушенных прав. Гораздо больше проводится эффективных консультаций и разъяснений действующего законодательства, а также способов защиты нарушенных прав. К сожалению, многие граждане считают Уполномоченного последней инстанцией, и обращаются за помощью, уже имея на руках отрицательные решения судов всех инстанций. Но, несмотря на это, я пытаюсь вовлечь в решение проблемы заинтересованные органы власти, совместно с ними рассматривает возможные варианты разрешения ситуации, иногда это приводит к положительным результатам.