В Республике Коми продолжается расследование уголовного дела о дорожно-транспортном происшествии, унесшем жизни двоих юношей и навсегда искалечившем судьбы троих девушек. Все пятеро в злополучный вечер 30 июля 2014 года оказались в одном легковом автомобиле, который на трассе Ухта-Сосногорск лоб в лоб столкнулся с грузовиком. Виновные в трагедии до сих пор не найдены. В настоящее время следственные органы продолжают искать ответ на вопрос, кто же должен понести наказание. А тем временем выжившие в страшной аварии Анастасия Кожевникова, Мария Петросян и Тамара Сысолятина стали инвалидами. Девушки фактически заново учатся жить. Им пришлось забыть свои мечты и отказаться от планов на будущее.
30 июля
Вечером 30 июля 2014 года все СМИ Республики Коми сообщили страшную новость о дорожно-транспортном происшествии на трассе Ухта-Сосногорск. Ленты местных информагенств пестрили шокирующими заголовками о погибших и пострадавших в аварии молодых людях. 31 июля журналисты сообщали будоражащие подробности: "Все пострадавшие в страшном ДТП не были пристегнуты ремнями безопасности", "В салоне автомобиля участника страшной аварии на трассе Ухта-Сосногорск обнаружены бутылки с алкоголем". Происшествие вызвало широкий общественный резонанс, но вскоре о нем забыли. Тот день навсегда останется в памяти лишь у родственников погибших в автокатастрофе юношей и чудом уцелевших девушек, которым не раз еще будут сниться и погибшие друзья, и сама авария.
По официальной информации Управления ГИБДД МВД по Республике Коми, ДТП произошло в 19:08. На первом километре автодороги Ухта-Сосногорск водитель автомобиля ВАЗ 2110 Карен Арутюнян, которому накануне трагедии исполнился всего 21 год, не справился с управлением, выехал на встречную полосу движения и столкнулся с грузовиком Mitsubishi. Удар был настолько сильным, что даже пристегнутые ремни безопасности вряд ли могли повлиять на исход трагедии. Водитель "десятки" и его друг — 20-летний Константин Овчухов, сидевший на переднем пассажирском сиденье, скончались на месте. Сестру Константина — 25-летнюю Тамару Сысолятину и еще двух подруг погибших парней — 19-летнюю Анастасию Кожевникову и 18-летнюю Марию Петросян еле живых из искореженной машины извлекли спасатели.
(фото с места ДТП)
Карен Арутюнян
Константин Овчухов
Позже врачи диагностируют у Анастасии перелом бедер, сотрясение головного мозга, множественные ушибы, в том числе внутренних органов, и рваные раны лица. У Марии оказались сломаны обе руки и правая нога. Переломы были очень серьезные, открытые и со смещениями. Кроме того, Мария получила сотрясение головного мозга, черепно-мозговую травму. В диагнозе также значится посттравматический панкреонекроз, ушиб легких. Тамара после аварии впала в мозговую кому. У девушки была черепно-мозговая травма и множество переломов, которые срастались сами по себе. Сейчас она заново благодаря мужу и родным учится говорить, самостоятельно питаться. Вставать с кровати Тамара пока не может.
Мария Петросян с мамой
По факту дорожно-транспортного происшествия Сосногорским межрайонным следственным отделом Следственного управления Следственного комитета РФ по Республике Коми возбуждено уголовное дело. В рамках расследования была проведена судебно-медицинская экспертиза, показавшая, что водитель был трезв. Не было установлено наличия алкоголя и в крови у пассажиров. Автотехнической экспертизой сделан вывод, что автомобиль ВАЗ 2110 был полностью исправен. Так что же послужило причиной аварии? - Об этом чуть позже.
Трагедия, изменившая жизнь.
Анастасия Кожевникова и Мария Петросян сейчас продолжают лечение. Им потребуется еще не один месяц и даже год, чтобы полностью восстановиться и вернуться к прежней жизни, в которой они были активистками молодежной организации и принимали участие в различных городских и республиканских мероприятиях. Обе девушки хорошо помнят день трагедии и по нашей просьбе в очередной раз окунулись в воспоминания, от которых сердце сжимается, а на глаза наворачиваются слезы.
Мария Петросян и Анастасия Кожевникова
Мария Петросян
"Лето 2014 года для меня было ознаменовано началом новой, взрослой, жизни. Я окончила железнодорожный техникум с красным дипломом и в голове были грандиозные планы, цели и мечты. Но все это разрушилось в один миг, - рассказывает Мария Петросян. - Утро того рокового дня было обычным, не предвещающим никакой беды, а день обещал многое: я с подругой Настей запланировала пройти собеседование для трудоустройства".
Анастасия Кожевникова
Анастасия тоже тепло вспоминает утро 30 июля: "Это был обычный летний день. За окном было пасмурно, шел небольшой дождь. Но проснулась я с хорошим настроением: в этот день мы с моей лучшей подругой должны были ехать проходить собеседование на, возможно, нашей будущей работе. Незадолго до этого дня мы поступили в Ухтинский Государственный университет. Мария — на физкультурный факультет, а я на факультет "Связи с общественностью". Жизнь шла так, как надо, мы были полны сил, нас ждали большие планы на будущее".
Девушки встретились в полдень на автовокзале в Ухте, чтобы отправиться проходить собеседование в одном из отделов торгового центра "Ярмарка". Испытание они преодолели успешно и решили отметить событие, но вовсе не спиртным, а чаем со сладостями. Девушки отправились в гости к подруге, где провели время за просмотром фильма. Около 17:00 за ними заехали друзья, Карен и Костя, которые вызвались отвезти девушек домой в Сосногорск. По пути они забрали с дачи сестру Кости Тамару. Она решила прихватить с собой оставшееся с празднования дня рождения Карена спиртное. Отсюда и появились бутылки с алкоголем в салоне авто. До момента трагедии оставалось всего около часа.
Карен Арутюнян и Константин Овчухов
"Мы ехали по трассе Ухта-Сосногорск, попали в яму на дороге. Дальше — столкновение. Я потеряла сознание, - рассказывает Анастасия. - Пришла в себя, когда спасатели вытаскивали меня из машины. Я услышала голос своей подруги, она звала меня. Потом увидела себя, свои травмы. Огляделась по сторонам. Все было как в кино: люди, спасатели, врачи. Все бегали, кричали, а я не понимала, что происходит и не осознавала, что мы попали в аварию и что случилось нечто страшное".
В числе фельдшеров, которые оказывали пострадавшим в ДТП помощь, оказалась тетя Анастасии. Только взглянув ей в лицо, девушка поняла, что произошла автокатастрофа.
Спасатели на месте ДТП
"Нас привезли в сосногорскую больницу, забежали родители. Уже там я узнала, что мои друзья погибли, а я, подруга и Тамара выжили, - вспоминает Анастасия. - В тот момент в голове было много вопросов".
Мария момент столкновения не помнит.
"После автокатастрофы первый раз я очнулась, когда лежала на траве. Своим затуманенным рассудком я понимала, что что-то произошло, - рассказывает Мария. - Свое переломанное тело я не видела, но не могла пошевелиться, будто бы все онемело. Второй раз очнулась уже в реанимации. Надо мной стояла мама, которая на тот момент была беременна моей сестренкой, и рыдала".
В тот момент Мария забыла про себя и твердила: "Мамочка, милая, все хорошо. Я жива! Я здорова и чувствую себя отлично". На самом деле все тело пронизывала ужасная боль.
Из больницы Сосногорска Марию и Анастасию с помощью санавиации доставили в Коми республиканскую больницу, где за их жизни продолжили бороться врачи.
Нереализованные мечты
Автокатастрофа навсегда изменила жизни ее участников и их родных. До трагедии Мария Петросян мечтала связать свою жизнь со спортом, открыть в будущем фитнес-центр и пропагандировать здоровый образ жизни. Анастасия Кожевникова видела себя журналистом, ведущей телепередач. После ДТП планы рухнули как карточный домик.
Марии, чтобы пройти курс реабилитации, восстановить травмированную руку, которая после аварии осталась почти недвижима, потребуется еще немало времени. Девушка забрала свои документы из Ухтинского государственного университета и на длительное время забыла о занятиях спортом.
Не может пока продолжать обучение в вузе и Анастасия.
"После аварии я взглянула на мир другими глазами, он рухнул. На лице шрамы, некрасивые "перешитые" ноги и руки, - говорит Анастасия. - Сейчас из-за серьезных переломов ног и многочисленных операций заново учусь ходить. Шесть месяцев я практически не выходила на улицу. Не учусь, так как мне сейчас не до этого. Я вынуждена постоянно выезжать в больницу на рентгены и осмотры".
Несмотря на все трудности, девушки еще не окончательно потеряли надежду и пытаются изо всех сил бороться за свое будущее. Главное желание Марии и Анастасии - полностью восстановить свое здоровье.
"Я молюсь, надеюсь, мечтаю, что с нами снова все будет хорошо и жизнь наладится, - делится своими планами Настя. - Мы обязательно вернемся к нашей прежней жизни, будем заниматься своими любимыми занятиями".
Не покидает оптимизм и Марию.
Мария Петросян
"Хочется верить, что все же со временем мы осуществим задуманное, будем улыбаться и радоваться жизни, не подвергая стрессу близких и родных. Я общаюсь с вами, лежа на больничной койке, после очередной сделанной на руке операции, а рядом лежит мотивирующая книга "12 правил успеха". Я верю в лучшее", - подчеркнула Мария.
Кроме выздоровления, девушки мечтают о том, чтобы виновные в страшной катастрофе понесли наказание.
Кто виноват?
Следствие с самого начала рассматривало две основные возможные причины дорожно-транспортного происшествия: яма на дороге и нарушение водителем правил дорожного движения.
Вина в автоаварии Карена Арутюняна не доказана. Известно, что в момент столкновения шел дождь, видимость на дороге была достаточной, в пределах четырех-шести километров. При осмотре автомобиля обнаружено, что стрелка на спидометре находится на 90 км/ч, однако, согласно выводам автотехнической экспертизы, она могла подвергнуться деформации в результате сильного удара при столкновении.
"Была ли превышена водителем допустимая скорость движения, установить невозможно. Поэтому степень его вины не определена", - заявил следователь Сосногорского межрайонного следственного отдела СУ СКР по Республике Коми Степан Юдин.
Зато в ходе расследования уголовного дела были установлены нарушения, допущенные дорожниками. Выяснилось, что выбоина в асфальте образовалась не сама по себе.
Выбоина на автодороге Ухта-Сосногорск
30 июля на автодороге Сосногорск-Ухта сотрудники ОАО "Коми дорожная компания" филиала Ухтинской ДРСУ проводили работы по ямочному ремонту и заделке трещин. Ими была сделана штраба размерами 260 сантиметров на 156 и глубиной 13 сантиметров. Именно в эту канаву в асфальте и угодили колеса "десятки". В материалах уголовного дела имеются сведения, что предупреждающие знаки, ограничивающие скорость движения автотранспорта и предупреждающие о дорожных работах, запрете обгона и неровной дороге, были установлены. Последний дорожный знак находился за 45 метров до штрабы. Перед самой ямой в 50 сантиметрах были выставлены два дорожных конуса. Однако, в соответствии с требованиями, не все меры безопасности были соблюдены.
Следствием установлено, что дорожные работы были проведены с нарушением согласованной с Сосногорским межрайонным отделом МВД схемой движения, согласно которой глубина ям не должна была превышать пяти сантиметров. Осознавая, что штраба глубиной в 13 сантиметров делает невозможным движение автотранспорта по полосе дороги в направлении Сосногорска, рабочие не выставили предупреждающие временные дорожные знаки, указывающие на наличие препятствия с указанием его объезда.
Будет ли наказание?
По сути, виновные определены. Дорожники проявили халатность и не обеспечили должной безопасности движения. Но последует ли наказание?
В настоящее время уголовное дело передано в Следственное управление Следственного комитета по Республике Коми для решения вопроса о привлечении или не привлечении к ответственности должностных лиц ОАО "Коми дорожная компания". Пока обвинения никому не предъявлены.
"В ходе предварительного следствия проведен ряд экспертных исследований, допрошены свидетели, в том числе специалисты в области безопасности дорожного движения. В настоящее время проводится анализ собранных в ходе предварительного расследования данных с целью определения лиц, допустивших нарушения правил безопасности при проведении ремонтных работ на трассе, что повлекло гибель людей в результате аварии", - сообщили в пресс-службе СУ СКР по Республике Коми.
Пострадавшие в дорожно-транспортном происшествии девушки надеются на справедливость.
"Очень хочется, чтоб виновные были наказаны за их отношение к работе. Мы надеемся получить хоть какую-то компенсацию причиненного нашему здоровью вреда, - говорит Мария Петросян. - Как бы это ни звучало корыстно, но деньги в нашей ситуации играют важную роль, ведь они требуются для лечения".
"Обидно, что дорожной компании все сходит с рук. А ведь если бы они были более внимательны, ответственны, выполняли хорошо свою работу, закрыли яму или обозначили ее знаками, никто не пострадал, а парни были бы живы, - отмечает Анастасия Кожевникова. - За полгода от дорожников не поступило никаких извинений. Они просто забыли про нас и живут без угрызений совести. А ведь на нашем месте мог оказаться кто угодно".
По мнению мамы Марии, Елены Туровой, ответственность за случившееся должны понести дорожники.
"Дорожное агентство являлось заказчиком работ на данном участке и тоже имеет прямое отношение к их выполнению. На мое обращение оказать содействие в привлечении к ответственности работников ОАО "Коми дорожная компания" мне прислали "письмо поддержки" с пожеланием скорейшего выздоровления моей дочери и другим пострадавшим в ДТП. В нем также сообщалось, что расследование уголовного дела взято под контроль. Обращалась я и в прокуратуру, но никаких действий принято не было, - рассказывает Елена Турова. - В результате, никто из работников дорожной компании не привлечен даже к административной ответственности, а срок давности уже истек. Сама дорожная компания, как юридическое лицо, тоже остается в стороне, хотя за допущенные нарушения предусмотрен штраф в 300 тысяч рублей. Поскольку нет виновных, мы не можем предъявить претензии к дорожникам и потребовать возмещения ущерба".
Елена Турова фактически сама подключилась к расследованию уголовного дела. Чтобы доказать, что яма не была огорожена должным образом, она отыскала водителей, у которых имелись записи видеорегистраторов, подтверждающие отсутствие предупредительных знаков.
"Знак "неровная дорога", который был установлен, говорил о том, что впереди преодолимые препятствия, по которым можно проехать. А знак ограничения скорости из-за поворота было фактически невозможно увидеть, что не позволило быстро снизить скорость - отмечает женщина. - Знака "дорожные работы" на расстоянии 150-300 метров до начала опасного участка и за 50 метров до начала опасного участка, как того требуют правила, не было".
Елена Турова очень надеется, что уголовное дело все же дойдет до суда и виновные будут наказаны.