Новости Республики Коми | Комиинформ

Магазины хотят штрафовать за необоснованное завышение цен

Магазины хотят штрафовать за необоснованное завышение цен
Магазины хотят штрафовать за необоснованное завышение цен
logo
Магазины хотят штрафовать за необоснованное завышение цен
http://izvestia.ru/

В Госдуме хотят штрафовать магазины, необоснованно повышающие цены на социально значимые продукты, такие как чай, сахар, яйца, гречка и др.

Как рассказал "Известиям"член комитета ГД по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству Александр Потапов, в ближайшее время в комитете запланировано обсуждение соответствующих поправок в КоАП. По словам депутата, "необоснованной" предполагается считать наценку магазина больше 20%, а за попытку извлечь большую прибыль продавцов предложат штрафовать на сумму от 100 тыс. до 1 млн рублей. Председатель комитета ГД по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству Игорь Руденский ("Единая Россия") подтвердил, что в комитете планируется "обсудить введение регулирующих мер", но отметил, что необходимо более детально продумать инициативу.

"Нужно четко сформулировать, что такое обоснованная цена, ведь сети не упустят возможности обойти закон и получить свой "бонус". И в целом нужно обсудить эту идею", — сказал Руденский.

По мнению Потапова, "приемлемой" наценкой продавца можно считать 15-20%. "А в некоторых случаях — даже меньше, — подчеркивает парламентарий. — А такие наценки, как мы видим сейчас, — по 50, 100, 200% - совершенно недопустимы".

Потапов сообщил, что конкретный размер штрафа для нарушителей только планируется обсудить. "Сейчас сложно сформулировать, каким должен быть штраф, но это сотни тысяч рублей. Мы должны вводить жесткие меры, ведь время непростое", — отмечает Потапов.

Его коллега, зампред комитета ГД по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству Виктор Климов обратил внимание на то, что недобросовестных продавцов можно привлечь к ответственности уже сейчас. "В КоАПе есть статья за завышение цен по сговору — штраф от 1 млн до 5 млн рублей (речь идет о ст. 14.32 "Заключение ограничивающего конкуренцию соглашения, осуществление ограничивающих конкуренцию согласованных действий, координация экономической деятельности". — "Известия"). Нужно очень внимательно посмотреть, нужен ли нам дополнительный инструмент", — говорит Климов.

Председатель совета Ассоциации крестьянских и фермерских хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов России (АККОР) Вячеслав Телегин утверждает, что введение максимально допустимой наценки на социально значимые товары серьезно сократит их стоимость. "Например, морковь мы поставляем по 7-12 рублей за 1 кг. А в торговых сетях ее продают по 50 рублей. Даже при стопроцентной накрутке стоимость была бы меньше 30 рублей за 1 кг", — замечает Телегин.

Начальник управления по связям с общественностью X5 Retail Group (сети магазинов "Перекресток", "Пятерочка", "Карусель") Владимир Русанов утверждает, что "рост цен в магазинах вызван ростом отпускных цен поставщиков". "При этом рост оптовых цен опережает рост цены на полках: средний фактический рост цен на полках магазинов компании ниже, чем рост отпускных цен поставщиков на те же продукты. Торговые сети стараются сдерживать рост цен на продукты, и в первую очередь на социально значимые", - утверждает Русанов.

Согласно предоставленным Русановым данным, например, средняя цена поставщиков на поваренную соль за декабрь 2014 — январь 2015 года выросла на 30%, когда в рознице продукт подорожал только на 4%. А, например, пшеничный хлеб в оптовой закупке стал дороже на 10%, а в магазинах он даже подешевел на 12%.

При этом Русанов утверждает, что сейчас наценки магазинов на социально значимые товары не превышают 20%: например, наценка на рис на 26 января составляла 1% (на 1 декабря 2014 года — 7%), на пшеничную муку — 6% (26%), на ржаной хлеб — 5% (27%), на молоко — 17% (21%), на картофель — 17% (20%).

Замруководителя Федеральной антимонопольной службы (ФАС) Андрей Кашеваров считает, что "спекулятивное движение" есть как со стороны поставщиков, так и со стороны магазинов. "Когда рынок начинает движение, есть объективные причины, например макроэкономические — движение доллара к рублю. А есть и спекулятивное движение, и все в равной мере стараются использовать ситуацию в своих интересах", — говорит Кашеваров.

Чиновник не уверен, что ограничение наценки на продукты даст положительный эффект. "Намерение, понятно, благое, но есть риск, что цены, наоборот, вырастут. Сети могут входить в альянс с поставщиками и договариваться о более высокой закупочной цене и, соответственно, получать большую прибыль",- опасается Кашеваров.

Напомним, на прошлой неделе генеральный прокурор РФ Юрий Чайка заявил, что в ходе проверок торговых сетей были выявлены случаи неоправданного повышения цен на продукты питания на 400%. "Картина, конечно, удручающая. Во многих случаях цены неоправданно завышены, некоторые цены на продукты питания увеличились на сотни процентов — на 300, 400%. Есть такие случаи", — сказал Чайка.