Новости Республики Коми | Комиинформ

Проект "Ваш защитник" будет полезен и юристам - Роман Койдан

Проект "Ваш защитник" будет полезен и юристам - Роман Койдан
Проект "Ваш защитник" будет полезен и юристам - Роман Койдан
logo
Проект "Ваш защитник" будет полезен и юристам - Роман Койдан
Фото Кирилла Затрутина, БНК

Адвокат, заместитель председателя Общественной палаты РК Роман Койдан рассказал газете "Республика" о проекте "Ваш защитник", направленном на оказание бесплатной юридической помощи населению республики.

– "Телезащитник" выходил уже 12 лет, передача была популярная, что называется, хорошо обкатанная. Почему решили поменять ее формат?

– Эффективность передачи, на мой взгляд, была недостаточной, маленький охват аудитории. Хотелось что-то изменить. А тут новогодние праздники, погода не удалась – морозы, так что ни погулять сходить, ни спортом заняться. Вот на досуге и раздумывал, что можно пересмотреть, переделать. Не сидеть в старом формате, как в мышином углу, а сделать так, чтобы проект стал и солиднее, и для людей интереснее и полезнее. Сейчас есть столько разных возможностей для общения, глупо их не использовать. Тогда идея и пришла. Раньше одни люди звонили на "Юрган", оставляли вопросы, другие писали мне в группу "ВКонтакте". Но ведь есть и те, кто не любят или не могут пользоваться социальными сетями или звонить. Поэтому теперь появился раздел в "Комиинформе", где можно оставить жалобу, задать мне вопрос, и я на него отвечу. Или написать письмо в редакцию газеты "Республика" – почтовое или электронное с пометкой "Вопрос для Койдана".

– Ваши комментарии будут публиковаться по принципу "куда вопрос задали, там и ответ напечатают"?

– Самые интересные, резонансные вопросы-ответы будут публиковаться на всех ресурсах: и в "Комиинформе", и в "Республике", и в группе "ВКонтакте" "Ваш защитник". На сайте БНК будем делать обзоры за неделю. Группу "ВКонтакте" еще дополним новостным блоком, посвященным последним изменениям в законодательстве. Не всем подряд изменениям, конечно, а самым интересным, важным для людей.

– А как изменится передача на "Юргане"?

– По-прежнему будут ответы на частные и общие вопросы, но передача будет транслироваться еще и "ВКонтакте". Появятся новые рубрики. Например, будем проводить юридический ликбез – отвечать на вопросы, которые в принципе интересны каждому: как составляется мировое соглашение или расписка о получении денежных средств, что нужно делать, если вас, к примеру, соседи затопили. Объяснять так, чтобы было понятно каждому. Будут демонстрироваться формы документов, которые могут пригодиться в том или ином случае…

– Как быть телезрителям, не переписывать же ваши советы на скорую руку с экрана. Тем более если не знаешь, пригодится тебе это в дальнейшем или нет.

– А мы их и на сайте телеканала выкладывать будем вместе с записями передач.

– Как Вы выбираете вопросы, ответы на которые прозвучат по телевидению? Берете из тех, что в последнее время часто задают? Или те, на которые самому интересно ответить? Или из шляпы наугад вытаскиваете? Понятно же, что вопросов поступает гораздо больше, чем озвучивается в передаче...

– Сам я ничего не выбираю, тут все редакция телеканала решает. Созваниваются с человеком, едут к нему, снимают сюжет. А я потом, прослушав запись вопроса, даю комментарий. Так что основной объем работы по созданию программы делают ребята с "Юргана", а я всего лишь элемент в механизме передачи. Кстати, в 30-40 процентах случаев так бывает, что у человека проблема решается еще до того, как я отвечу на вопрос. Телевидение к нему приезжает, а ответственные лица, узнав, что там побывали люди с камерой, буквально на следующий день, еще до выхода передачи, уже все решают. Но очень много вопросов действительно остается за кадром, в передаче мы озвучиваем всего 10-15 процентов, иначе эфирного времени не хватит. Отчасти по этой причине я и решил, что формат нужно менять, чтобы давать ответы в СМИ на те вопросы, которые просто в рамки телепередачи не помещаются.

– До 90 процентов вопросов раньше оставалось за кадром, а Вы теперь собираетесь отвечать и на них, да еще на те, что придут через информагентства, газету… Времени хватит?

– Ну времени всегда было мало. Может быть, придется чем-то жертвовать. Но я не думаю, что количество вопросов вот так резко возрастет. "ВКонтакте" мне задают два-три вопроса за день в среднем. В выходные – больше, в будни – меньше. В "Комиинформ" за первый день работы проекта "Ваш защитник" пришло семь вопросов. Если буду не успевать быстро отвечать на все вопросы, возможно, возьму себе помощника. Кстати, очень бы хотелось, чтобы к проекту на добровольных началах присоединялись другие юристы. Допустим, человек оставляет вопрос в группе "ВКонтакте", я даю ответ, а другой специалист его дополняет в комментариях. Или даже отвечает раньше меня. Такой случай уже был недавно, и мне это очень понравилось.

– Не боитесь, что в таком случае группа превратится в площадку для дискуссий? Вы отвечаете, а ваши коллеги по цеху тут же комментируют: "Ошибаетесь Вы, Роман Васильевич, не так все это надо разъяснять, а вот так!".

– А почему бы нет? Нужно поднимать общественное самосознание у юристов. Если есть время, зайди на сайт, поработай для пользы людей, а не в танки на компьютере в офисе играй от нечего делать.

– Не все хотят работать бесплатно, даже если свободного времени в избытке…

– Но ведь такая работа – это еще и самореклама, возможность продемонстрировать свою квалификацию. Человек дал грамотный комментарий, кому-то реально помог, и на него обратили внимание потенциальные клиенты. Это взаимовыгодный проект для юридического сообщества нашего региона, тем более что нас освещают все ведущие СМИ Коми.

– В первом выпуске обновленной телепрограммы вопросы были из жилищно-коммунальной сферы. Не получится так, что подобных вопросов будет большинство и придется беспрерывно давать комментарии в основном на тему ЖКХ?

– Года три-четыре назад действительно мне задавали очень много вопросов, касающихся жилья, коммунальных услуг. Проблема остро стояла, народ даже на улицы митинговать выходил. Но потом появились общественные проекты, посвященные ЖКХ, республиканский минархстрой очень много внимания стал уделять разъяснительной работе, ежемесячно семинары для руководителей управляющих компаний и ТСЖ проводили. И напряжение постепенно спало, сейчас таких вопросов примерно один из семи. Уже не вал.

– А в какой области вал?

– В разных районах – разные проблемы. Например, в августе я ездил в Воркуту, принимал там людей три дня. Там большая часть вопросов касалась переселения, что естественно для этого города. Также почему-то очень много жалоб было на правоохранительные органы, и недоверие к ним, и подозрения в коррупции.

– А контролировать течение дел Вы будете? Вот ответили Вы на вопрос человека, а дальше что?

– Зависит от самого человека, если он захочет продолжить диалог, получить дополнительные разъяснения – буду. Например, в понедельник мне пришел вопрос от ухтинки, она многодетная мать, купила квартиру у пожилой женщины, а та никак выселяться из нее не хочет теперь. Я с этой ухтинкой списался, объяснил, что надо делать, она мне позже скинула "ВКонтакте" свой вариант искового заявления. И сразу стало понятно, что в таком виде это исковое заявление суд не примет. Тут же его отредактировал, и в тот же день женщина мне ответила, что заявление уже в суде. Так что если нужно задавать дополнительные вопросы – задавайте, я доступен, ни от кого не прячусь. Иногда и сам мониторинг провожу, связываюсь с человеком, узнаю, как у него дела. Кстати, хотел бы предупредить тех, кто будет задавать мне вопросы через газету: обязательно оставляйте свои контакты – адрес, телефон, а не просто подписывайтесь Анна Ивановна из села такого-то. Очень часто, чтобы ответить на вопрос, нужно связаться с человеком и что-то уточнить.

*** Присылайте свои вопросы Роману Койдану по адресу: Республика Коми, г.Сыктывкар, ул. Карла Маркса, 229, Дом печати, к.222. Или на электронный адрес: [email protected].

Также жалобы принимаются в спецразделе на сайте "Комиинформа", в группах "Комиинформа" и "Ваш защитник" "ВКонтакте".