Новости Республики Коми | Комиинформ

Упавшие в Вуктыльском районе фрагменты ракеты "Ангара-А5" безопасны

Упавшие в Вуктыльском районе фрагменты ракеты "Ангара-А5" безопасны
Упавшие в Вуктыльском районе фрагменты ракеты "Ангара-А5" безопасны
logo
Упавшие в Вуктыльском районе фрагменты ракеты "Ангара-А5" безопасны
Фото администрации Вуктыла

23 декабря с космодрома "Плесецк" состоялся запуск тяжелой ракеты-носителя "Ангара-А5".

Отделение ступеней и сброс головного обтекателя прошли расчетно – 1-я ступень упала на территории ракетного полигона "Вуктыл" в Республике Коми, 2-я - ракетного полигона "Колпашево" в Томской области, 3-я - в акватории Филиппинского моря. Через 12 минут с момента старта орбитальный блок (РБ "Бриз-М" и неотделяемый габаритно-массовый макет полезной нагрузки массой 2 тонны) отделился от 3-ей ступени.

Дальнейшее выведение орбитального блока на целевую геостационарную орбиту было осуществлено с помощью РБ "Бриз-М" по типовой "9-часовой" трехимпульсной схеме с четырьмя включениями маршевого двигателя разгонного блока.

24 декабря все упавшие на территории Вуктыльского района части были обнаружены.

25 декабря в администрации муниципального района "Вуктыл" состоялась пресс-конференция с представителями Государственного космического научно-производственного центра им.М.В.Хруничева Олегом Роскиным (руководителем департамента организационного обеспечения, Москва), Сергеев Котляровым (начальником отдела, Москва) и Анатолием Нуйкиным (генерал-майором, представителем Федерального космического агентства в Республике Коми).

"Комиинформ" публикует вопросы и ответы:

- Расскажите подробнее о тяжелой ракете-носителе "Ангара".

- Работы по созданию тяжелой ракеты-носителя велись с 1993 года в рамках проекта "Независимый доступ в космическое пространство". Не будем утомлять вас подробностями о том как, кто и сколько работал, сами понимаете, что в течение 20 лет проект неоднократно пересматривался, вносились изменения и т.п. Результатом коллективного труда и стало появление "Ангары". Это абсолютно новая, экологически чистая ракета-носитель, созданная исключительно из российских материалов, аналогов которой в мире нет. Те ракеты-носители, которые есть сегодня, очень сильно отстают от "Ангары" по многим техническим характеристикам.

Мы с гордостью признаем, что задача, поставленная перед нами государством – выполнена. Мы надеемся, что этот запуск станет новой точкой отсчета развития космической программы в новейшей истории нашей страны.

KPA_1_600x304.jpg
- Это был первый запуск, а сколько их планируется вообще?

- В 2015 году запусков не планируется. Будущий год станет для нас годом сбора информации, анализа расчетов, уточнений и подведения итогов. Однако, без практической работы, которой и является запуск ракеты-носителя, расчеты так и останутся расчетами. В 2016 году возможно будет 5-6 запусков, более точно сказать сложно.

- Вот вы говорите о расчетах, а место падения ступеней также было рассчитано?

- Конечно. В целях безопасности район падения был удален от города на 45 км. Размер расчетного района падения составил в длину 150 км, в ширину 50 км, реальный же район падения фрагментов получился в 10 раз меньше расчетного. Все фрагменты легли в эллипс, длина которого 15 км, а ширина 12 км.

Обычно поиск упавших частей очень затруднен, но в этот раз все фрагменты легли в расчетную точку. Теперь для того, чтобы убедиться, что все расчеты были верны, и исключить случайности, надо будет проанализировать полученные результаты и провести еще несколько запусков.

KPA_3_467x450.jpg
- А насколько трудно искать упавшие фрагменты?

- Раньше было очень трудно. Сегодня задача упрощается за счет современного оборудования. Главное – найти место падения двигателя, тогда будет легче найти более мелкие части. Мы нашли все. Трудности в поиске были связаны с тем, что сейчас очень короткий световой день. Просто не хватало времени.

- При любом падении тела с массой покоя более 12 тонн, должна быть взрывная волна, глубокая воронка и т.п. А как обстоят дела с упавшими на территории нашего района фрагментами?

Ракета была выведена на высоту 80 км, это почти космос. При входе в атмосферу скорость отделяющихся универсальных модулей упала почти в 40 раз. При проведении испытаний ударная волна составила 50-60 метров. Размер воронки от падения двигателя составил 3х3 метра, а глубина – 5 метров.

KPA_4_508x450.jpg

- Насколько опасны упавшие фрагменты?

- Абсолютно безопасны. Если в "Протоне", который запускается с космодрома Байконур в Казахстане, компоненты топлива являются весьма токсичными и требуют крайней осторожности в обращении, то в РН "Ангара" используется экологически чистое топливо на основе керосина, а в качестве окислителя выступает жидкий кислород. К тому же ракета – это сложный электронный механизм и использование каких-либо радиоактивных компонентов в данном случае не представляется возможным. Мы даже простенький маячок на нее прицепить не смогли.

- А как обстоят дела с экологической обстановкой?

- Во-первых, мы работаем в вашем районе не первый день. Ваш район стал первым, где был создан экологический паспорт, изменения в который будут вноситься в процессе работы каждый год. В период предпусковой подготовки здесь работали экологи и другие специалисты, которые взяли пробы грунта, воды, воздуха и т.п. После запуска РН "Ангара-А5" снова были проведены работы по замерам, взяты пробы грунта и воды с места падения, все они переданы для исследования в лабораторию Барнаула. Результаты поступят в Минприроды РК, где и будут внесены в экопаспорт Вуктыльского района. Одно могу сказать точно, в месте падения фрагментов радиационный фон не превышает допустимых значений. Что естественно играет очень важную роль в разработке именно этого типа ракеты-носителя.

KPA_5_600x439.jpg

- А какую выгоду получит наш район от того, что на его территории будет располагаться ракетный полигон?

- Пока решается вопрос, на чьей территории будет развернут специальный комплекс пункта управления. Сегодня это Вуктыльский, Усть-Цилемский, Печорский и Железнодорожный районы. Возможно, комплекс будет находиться где-то между ними. Спецкомплекс – это высокотехнологичное оборудование, техника повышенной проходимости, беспилотные летательные аппараты и т.п. Все это можно использовать в гражданских целях: для обследования и ремонта линий электропередач, газо- и нефтепроводов, предупреждение чрезвычайных ситуаций и лесных пожаров.

Главное, поставить перед нами задачу, а если возникнут какие-либо проблемы с ее выполнением, то мы будем модернизировать и совершенствовать наше оборудование. А еще мы будем регулярно следить за экологической обстановкой в вашем районе.