Новости Республики Коми | Комиинформ

По жалобе осужденного жителя Коми Европейский суд может потребовать от России пересмотра законов

По жалобе осужденного жителя Коми Европейский суд может потребовать от России пересмотра законов
По жалобе осужденного жителя Коми Европейский суд может потребовать от России пересмотра законов
logo

Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) принял к рассмотрению жалобу, касающуюся транспортировки заключенных, которая может грозить РФ вынесением так называемого пилотного решения. В рамках процедуры ЕСПЧ уже провел комплексный анализ российского законодательства в части этапирования осужденных, поэтому юристы не исключают, что от России могут потребовать пересмотра законов.

ЕСПЧ принял к рассмотрению жалобу осужденного жителя Коми Алексея Томова, который обратился в суд в 2011 году. В своей жалобе он указал, что РФ нарушила ст. 3 Европейской конвенции о правах человека (запрет на пытки). Господин Томов указывал, что в 2009 году при перевозке по Воркуте он больше двух часов провел в неотапливаемом автозаке вместе с десятью другими заключенными. При этом на всех 11 заключенных приходилось три квадратных метра пространства. В подобных условиях истца везли в колонию в железнодорожном вагоне.

Как сообщал "Ъ" 3 февраля, жалоба господина Томова практически повторяла еще четыре десятка жалоб российских заключенных, ранее поступивших в ЕСПЧ. Все они были рассмотрены по упрощенной схеме, а в случае с господином Томовым страсбургские судьи запросили у России все нормативные документы, подзаконные акты и статьи Уголовно-исполнительного кодекса, касающиеся правил транспортировки заключенных. "Это самый масштабный анализ российского законодательства по такого рода делам. Не припомню, чтобы ЕСПЧ когда-либо так подробно изучал законы РФ",— заявил "Ъ" адвокат господина Томова из организации "Общественный вердикт" Эрнест Мезак.

При этом на стадии коммуникации правительство РФ направило в суд так называемую одностороннюю декларацию. По ее условиям, господину Томову предлагалась компенсация в размере €2 тыс. в обмен на отказ от продолжения разбирательства. Однако суд отклонил ее, приняв жалобу к рассмотрению. Дата первого заседания пока не названа. Не исключено, что в рамках этого дела ЕСПЧ может вынести пилотное постановление, позволяющее указать государству на меры решения структурной проблемы и определить сроки ее устранения. Ранее такое постановление в отношении РФ выносилось в январе 2012 года, когда судьи проанализировали 30 жалоб на условия содержания в российских колониях и СИЗО. Господин Мезак не исключает, что в случае с жалобой его подзащитного суд может указать еще и на конкретные пробелы и недостатки в законодательстве.

Напомним, что вопросы транспортировки заключенных регулируются в первую очередь внутренним приказом Минюста и МВД 199дсп/399дсп от 24 мая 2006 года. В п.167, например, говорится, что при этапировании в спецвагоне, которое длится более четырех часов, в большие камеры можно сажать до 16 человек, а в малые — не более 6. Однако в январе 2012 года эта норма была отменена Верховным судом (ВС). Этим же решением ВС оставил в силе и оспариваемую часть, касающуюся перевозки заключенных в автозаках, где говорилось, что 0,3-0,5 кв. м на человека являются достаточным пространством для транспортировки. При этом в ряде постановлений ЕСПЧ прямо говорится, что 0,5 кв. м на человека является недостаточной площадью для этапирования, вне зависимости от его длительности.

В пресс-службе ФСИН от комментариев до вынесения решения отказались. Ранее источник в ведомстве заявлял "Ъ", что любая жалоба на холод или тесноту в автозаках тщательно рассматривается и "оперативно устраняется".