Новости Республики Коми | Комиинформ

Сыктывкарцы оплакали любовь двухсотлетней давности

Сыктывкарцы оплакали любовь двухсотлетней давности
Сыктывкарцы оплакали любовь двухсотлетней давности
logo
Сыктывкарцы оплакали любовь двухсотлетней давности
Фото Ивана Федосеева

Две недели, пожалуй, самой дефицитной вещью в столице Коми был билет на оперу "Юнона и Авось" в режиссуре Александра Рыхлова: после интервью с исполнителем роли графа Резанова Никитой Поздняковым билеты раскупили в три дня. Как сообщает портал "Куда идти", опоздавшие тщетно атаковали распространителей и организаторов: "лишние билетики" просто не существовали в природе.

Чтобы ни у кого не возникало сомнения, что перед ним действительно рок, а не простая опера, действо началось с "тяжелого" гитарного проигрыша в исполнении брата Н.Позднякова Александра. Еще трижды – в самые драматичные моменты - он выходил с инструментом на сцену.

uia-9.jpg

К слову сказать, задумывалась "Юнона и Авось" А.Рыбниковым как симфоническое произведение. Однако условия Ленкома, где впервые прогремел сенсационный спектакль, не позволяли использовать симфонический оркестр, для него не было места. Симфонический вариант пришлось переоркестровать для рок-ансамбля. Так появилась рок-опера.

uia-12.jpg

В основе сюжета, рассказанного поэтом Андреем Вознесенским, - история любви 40-летнего вдовца, русского графа Николая Петровича Резанова и 15-летней Марии дела Концепсион Аргуэльо, дочери коменданта крепости Сан-Франциско. Они встретились в Калифорнии в 1806 году, были знакомы несколько недель, обручились. Спустя год, на пути в Петербург Резанов умирает по дороге в Россию, куда отправляется, чтобы доложить государю о том, что калифорнийцы торговать не согласны, а вот на натуральный обмен готовы.

uia-15.jpg

Безумная страсть не отвратила графа от долга. После смерти жены Россия – его единственная любовь. Он готов положить во имя России все состояние и саму жизнь. Все, чем живет граф, - Россия, да еще Богоматерь, к Казанской иконе которой он обращается всю сознательную жизнь. Образ Резанова – раздвоенного, мучимого комплексами, мечущегося в поиске смысла жизни, близок современному человеку. "Грешен я с отроческих лет", - признается граф. В образе Богородицы видит он не только жену и мать Бога, но женщину с глазами - "карими вишнями". Именно эти глаза встречают его по ту сторону океана. Глаза "ангела 15-летнего", "иностранки испуганных лет".

uia-18.jpg

Накануне Кончита видела Резанова во сне, и наяву она влюбляется в него на всю жизнь всего за один танец, на который ее ангажирует иностранец. Графа и калифорнийского "ангела" обручают, и он спешит в Россию, чтобы скорее вернуться к той, что почти затмила первую любовь. И умирает на полпути, на полдороги.

uia-17.jpg

Перед смертью в душе Резанова впервые поднимается ропот против Бога. "Запросто" говорить с императорами – и умереть от хворобы! Почему может тот, кто не хочет, а того, кто всю жизнь готов положить во имя родины, в могилу сводит простуда. На помощь ропщущему снова приходит Богородица, которая уводит его за собой.

Кончита ждет Резанова долгих 35 лет, не веря отрывочным известиям о его смерти. Когда же, наконец, убеждается, что на земле любимого больше нет, принимает обет молчания до конца дней своих.

uia-19.jpg

На протяжении всей оперы со сцены звучат православные молитвы. Удивительно, но тогда, в атеистическом 1981-м, худсовет безоговорочно принял православную рок-оперу. Позднее режиссер Ленкома Марк Захаров рассказывал, что перед сдачей спектакля комиссии он рано утром сходил в храм и освятил три маленьких иконы. Две поставил в гримерки главных героев, одну взял себе. В результате спектакль был принят без замечаний и цензурных поправок, что было настоящим чудом.

uia-22.jpg

Апофеоз спектакля – знаменитое "Аллилуйя". Зал плакал, а под конец встал. Артисты выслушали две минуты оваций и бонусом исполнили для потрясенной публики "Я тебя никогда не увижу". Под взаимные "спасибо" и грохот аплодисментов артисты покинули сцену.

uia-25.jpg