Организация пассажирских перевозок автомобильным транспортом в муниципалитетах стала темой обсуждения на собрании фракции "Единой России" в Государственном Совете РК.
Для участия в разговоре по наболевшей проблеме были приглашены руководитель Дорожного агентства РК Эдуард Слабиков, руководитель Службы по тарифам Илья Перваков, глава Службы по лицензированию Сергей Усачев, другие представители профильных министерств, ведомств, представители муниципалитетов.
По словам руководителя фракции Александра Макаренко, проблема перевозок актуальна для каждого муниципалитета. Возможно, не в равной мере, но на встречах с населением этот вопрос поднимается в обязательном порядке.
"Цель этого мероприятия — увидеть общую картину, общие для всех проблемы, которые требуют решения на разных уровнях, для чего необходимо консолидировать усилия и законодателей, и бизнеса, и местной и региональной власти", - подчеркнул А. Макаренко.
Разговор получился очень не простым. Речь шла об оптимизации маршрутов, обновлении автопарка. Участники встречи говорили о нелегальных перевозках, налогообложении, несовершенном законодательстве в этой сфере, и, естественно, о межведомственном взаимодействии.
Как заявил первый заместитель руководителя дорагентства Игорь Нестеров, статистика говорит о том, что по муниципальным перевозкам наблюдается значительное снижение объема пассажиропотока, в связи с чем необходимо сокращать количество рейсов по ряду направлений.
Сумма субсидирования из регионального бюджета выпадающих доходов составляет 21 миллион рублей. При этом, по мнению депутатов-единоросов, 50% межмуниципальных перевозок в регионе - нелегальные. Нередко неофициальные перевозчики предоставляют более комфортные условия для пассажиров, чем имеются у законных, но при этом и бюджет республики страдает, так как налоговые отчисления от этого вида деятельности поступают не в полном объеме. Страдают и официальные перевозчики, потерявшие пассажиров, а соответственно, и значительную часть средств.
Руководитель Службы по тарифам Илья Перваков назвал основные причины организации транспортного обслуживания на территории муниципальных образований, препятствующие эффективной деятельности перевозчиков.
Так, по его словам, одной из причин является неоптимальная маршрутная сеть, использование автобусов с большой вместимостью на маршрутах с низкой наполняемостью, что ведет к увеличению себестоимости транспортных услуг. У транспортников отсутствует электронная система учета пассажиров и как следствие - доходов. Сейчас на уровне правительства рассматривается вопрос о введении такой системы в регионе.
Депутат Юрий Гусев обратил внимание участников встречи на еще один момент. По его словам, срока договора в три года явно недостаточно для обновления автопарка, так как за этот период окупить автомобиль невозможно. Нужно рассматривать возможность введения более долгосрочных контрактов.
По словам Ильи Первакова, методика по долгосрочным контрактам давно разработана, но теперь в муниципалитетах нет понимания в их необходимости.
Свое мнение по проблемам нелегальных перевозок высказал Сергей Усачев, руководитель Службы по лицензированию. С момента вступления в силу закона о лицензированию такси в республике было выдано более 3,5 тысяч разрешений на осуществление перевозок. В 2014 году разрешение вернули более 1270 человек. Но не факт, что все из них прекратили "таксовать".
Один пример. За отсутствие "шашечки" у легального таксиста штраф составляет 10 тысяч рублей, за перевозку пассажиров без разрешительных документов — до трех тысяч рублей.
По мнению С. Усачева, требуются серьезные изменения в законодательство об административной ответственности, так как существующая система штрафов такова, что государство само провоцирует развитие нелегального бизнеса.
Участники встречи внесли в резолюцию предложение о необходимости рекомендовать главе региона внести на рассмотрение Госсовета проект законодательной инициативы по урегулированию деятельности легкового такси в части ужесточения наказания для нелегалов, а также ответственность для диспетчерских служб, передающих заказы нелегальному таксисту.
Второе решение касалось предложения о создании на правительственном уровне республиканской комиссии по решению возникающих проблем в области нелегальных пассажирских перевозок, органам МВД — активизировать работу по выявлению нелегалов.
Администрациям муниципалитетов будет рекомендовано провести обследование пассажиропотока в целях оптимизации маршрутной сети.