В этом году в Коми наблюдается рост преступлений в отношении детей. Кроме того, увеличилось число фактов жестокого обращения педагогов с детьми.
Об этом заявила начальник отдела по делам несовершеннолетних и молодежи прокуратуры республики Вера Тучнолобова на межрегиональной межведомственной конференции "Детство без жестокости и слез" сегодня, 24 ноября.
Напомним, за десять месяцев 2014 года в Коми в отношении несовершеннолетних было совершено более тысячи преступлений, из которых почти 450 были зафиксированы в квартирах и 190 — на улицах. При этом пострадали около 410 малолетних детей. Виновниками насилия в 92% случаев стали лица в возрасте от 18 лет и более.
По словам представителя надзорного ведомства, в 30-ти % случаев насилие применяли сверстники потерпевших, около 40% - взрослые, в том числе родители и законные представители.
"Кроме того, в 2014-м году увеличилось число выявленных фактов жестокого обращения с детьми педагогов, - отметила Вера Тучнолобова. - Выявляемые нарушения в основной своей массе касаются неисполнения органами, учреждениями систем профилактики своих полномочий по информированию и защите прав детей".
Начальник отдела по делам несовершеннолетних привела пример такого бездействия.
По ее словам, в одной из сыктывкарских школ на протяжении двух лет классный руководитель видел, как его ученики из неблагополучной семьи посещали школу неряшливо одетыми, голодными и побитыми. Дети жаловались учительнице, что мама их систематически избивает, однако школа никак не отреагировала. Как только ребенок самостоятельно обратился в медучреждение, тогда и было возбуждено уголовное дело, а детей из семьи забрали.
"Работники образования ежедневно видят детей и замечают меняющееся их поведение. Но, к сожалению, как правило, не уделяют этому внимания", - подчеркнула правоохранитель.
В.Тучнолобова также отметила еще одну проблему. В частности, факты насилия фиксируются в отношении неорганизованных детей, которые еще не посещают детский сад. Их, кроме родителей, видят медицинские работники. В пример она привела известный случай убийства двухлетней девочки в Эжвинском районе, который произошел 8 октября.
По словам начальника, эта трагедия показала бездействие, которое допускают работники здравоохранения.
"Перед устройством девочки в детский сад мама обратилась на прием к узкому специалисту, который видел на лице ребенка гематому и удостоверился в жестком обращении, но никуда при этом не обратился", - добавила В.Тучнолобова. Она также заметила, что и органы опеки не предприняли никаких адекватных мер.
"На этом конкретном примере мы видим, что при наличии четкой регламентированной системы профилактики она у нас вообще не сработала", - резюмировала В.Тучнолобова.
Напомним, отчим девочки Константин Субботин не раз избивал девочку, в апреле этого года бабушка девочки обнаружила у ребенка множественные ушибы, ссадины лица, ожоги спины и обратилась за медицинской помощью.
В апреле этого года в отношении К.Субботина было возбуждено уголовное дело № 9344601, а также выделены два материала от 8 мая по факту получения ребенком травмы в виде ссадин лица (№6968) и по факту травмы в виде ожогов спины (№6969). Однако эти дела были прекращены в "связи с отсутствием события какого-либо преступления", поскольку мать девочки заявила, что ожоги спины ребенок получил во время купания в ванне, а ссадины появились после того, как девочка упала с деревянной горки.
В июле этого года по делу состоялся суд, в ходе которого было установлено, что 27 апреля Субботин ударил девочку, чем причинил ей физическую боль и телесные повреждения. Мать девочки и родной отец ребенка ходатайствовали о прекращении уголовного дела в связи с примирением сторон. Государственный обвинитель Э.Мамедова согласилась с ходатайством о прекращении дела, судья Ольга Смирнова дело закрыла.
Заместитель председателя Общественной палаты Роман Койдан все же намерен добиться ответа от прокуратуры ответа по поводу законности/незаконности действий государственного обвинителя, поддерживающего обвинение по уголовному делу об избиении девочки, и давшего свое согласие на прекращение уголовного дела "за примирением сторон". Его интересует, была ли проведена по данному факту служебная проверка.