Депутаты предлагают запретить показывать рекламу в прайм-тайм, а также в выходные и праздники. Представители телеиндустрии идею воспринимают с опасением. Качество передач ухудшится, а каналы будут закрываться, предупреждают они.
Законопроект предлагает дополнить закон "О рекламе" запретом прерывать рекламой телепередачи и фильмы, транслируемые в вечернее время с 19 до 23 часов в будние дни, и с 11 до 23 часов - в выходные и праздничные дни. Как раз на эти часы приходится "прайм-тайм" - время, когда наибольшее количество людей смотрят телевизор. Фактически предлагается оставить для рекламы лишь ночное время, а также те часы, когда основная часть населения находится на работе. Первое чтение законопроекта в Госдуме запланировано на завтра.
Авторы документа объясняют свое предложение заботой о комфорте телезрителей. "Термин "реклама" происходит от латинского слова reclamo, то есть "выкрикиваю". Это "выкрикивание" заполнило своим назойливым шумом всю жизнь человека. Реклама давно уже перестала быть "двигателем прогресса". В наш технологический век человек при желании всегда может найти нужную ему информацию о том или ином товаре или услуге через интернет или иным способом. Поэтому необходимости заполнять жизнь человека бесконечной рекламой, воруя его время, абсолютно нет", - говорится в пояснительной записке. По их словам, реклама "не просто разрушает впечатление от просмотра фильма или телепередачи, она ворует время человека, отбирает у него часть его жизни".
"Проведя целый день на работе, человек даже вечером или в выходной день не может полноценно отдохнуть, получить удовольствие от просмотра любимого сериала или передачи", - отмечают парламентарии.
В Комитете Госдумы по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству, куда законопроект был отправлен на рассмотрение, документ раскритиковали. Там отметили, что его авторы не обдумали экономические последствия принятия их новеллы.
"Доходы от трансляции рекламы составляют значительную часть бюджета телерадиовещательных организаций, и даже частичный запрет рекламы в условиях бесплатного телевидения невозможен. Тем более что законопроектом предлагается запретить рекламу в эфире в "прайм-тайм", что приведет к потере значительной части доходов вещательных организаций (от 30 до 50 миллиардов рублей)", - говорится в заключении профильного комитета. По данным Ассоциации коммуникационных агентств России, общие доходы эфирных телеканалов в 2013 году составили чуть менее 180 миллиардов рублей.
Критики законопроекта из Госдумы также пишут, что такой запрет приведет к отказу от производства качественных отечественных сериалов и программ. А "образовавшийся вакуум будет заполнен некачественными телепродуктами иностранного производства, упадет рейтинг телеканалов, что повлечет дальнейший отток рекламы, в результате чего произойдет окончательное прекращение деятельности отечественных телеканалов". Что в результате приведет к фактической "ликвидации" российского телевидения.