Создатель ролика о туризме Коми, победивший в федеральном конкурсе, не видит ничего предосудительного в использовании кадров дикой природы Скандинавии.
Напомним, двухминутный фильм "Экореспублика Коми", подготовленный по заказу Агентства РК по туризму директором компании ООО "Туркоми Продакшн" Юрием Ребровым, занял первое место в конкурсе рекламных видеороликов о туризме.
Конкурс, учрежденный Федеральным агентством по туризму РФ, проходил в рамках V Международного фестиваля туристического кино "Свидание с Россией".
Видеоролик Юрия Реброва получил наивысшую оценку федеральных экспертов и занял первое место в номинации "Россия – территория туризма".
После того, как информация о громкой победе Коми вышла на лентах информагентств, читатели заинтересовались историей этого ролика и пришли к выводу, что это чистой воды плагиат. В частности, некторые кадры позаимствованы у финнов, которые сняли ролик еще в 2011 году. Это самые первые кадры облаков, диких животных и их детенышей, птиц и величественных просторов.
Как рассказал корреспонденту "Комиинформа" сам Ю.Ребров, видеоролик "Экореспублика Коми", подготовленный по заказу Агентства РК по туризму, возглавляемого тогда Юлией Рыбаковой, является доработкой начального ролика, созданного еще два года назад под таким же названием и участвовавшего в презентации на китайских рынках.
"Поэтому ноу хау никакого не сделали. Взяли этот ролик с теми материалами, которые были выкуплены Корпорацией по развития туризма Коми, его доработали и отправили на конкурс, - отметил автор фильма. - В конкурсе ведь оценивается не только съемка. Там оценивается комплексная подача: монтаж, музыка, отобранные кадры и их построение. Оценивается общая атмосфера. Говорить о том, что мы кого-то обманули, выдали одно за другое... Нет, мы этого не делали. Потому что это самоубийство - отправлять на всероссийский конкурс ворованные материалы. Надо отдавать себе отчет, мы не первый год на рынке, уже 15 лет на телевидении и все эти вещи понимаем прекрасно. Ситуация о том, что мы что-то своровали — раздута общественностью".
Генеральный директор Корпорации по развитию туризма РК Анна Юдинцева, в свою очередь, заявила, что возглавляемое ею учреждение к конкретно этому ролику никакого отношения не имеет. "Заказчиком является Агентство по туризму РК. Если досмотрите ролик до конца, там написано, что правообладателем является "Туркоми продакшн" и Агентство по туризму, о Корпорации там речи нет. У нас другие ролики и в других конкурсах участвуют", - отметила она, напомнив о трехминутном видеоролике "Экореспублика Коми", который был снят два года назад.
А.Юдинцева также пояснила, что у Корпорации действительно есть лицензионный договор на использование конкретных эпизодов ролика о Скандинавии на конкретные сроки. "Но ролик Ю.Реброва не был с нами согласован, то есть со мной лично никаких договоренностей не было", - заявила собеседница агентства и отметила, что вероятно они были с Агентством по туризму Коми.
Тем не менее, отбросив все вопросы, касающиеся авторского права, общественность республики тревожит моральный аспект этой истории. На вопрос корреспондента о том, корректно ли выдавать дикую природу Скандинавии за природу Коми, вводя тем самым в заблуждение зрителей и авторитетное жюри, Ю.Ребров ответил, что в комиссии конкурса "люди далеко не новые", и они знакомы с материалами, которые делают зарубежные партнеры и продакшн-студии, поэтому "ничего сверхъестественного тут нет".
По словам Ю.Реброва, для того, чтобы ярко подать природу, нужны были кадры дикой природы Скандинавии. "Природа Финляндии крайне близка к природе Коми. Если бы вам не сказали, что это кадры финского фильма, вы бы в жизни не подумали, - добавил он. - Природа одинаковая, климатические условия абсолютно одинаковые. В республике таких кадров, которые нам нужны были, нет. Поэтому были куплены эти материалы, кстати, за большие деньги, и они были использованы в этом ролике. Для того, чтобы дополнить всю атмосферу".
При этом, противореча сам себе, автор видеоролика заявляет, что в Коми не меньше, а то и больше природных красот. "Однако, чтобы их снять — нужно очень сильно постараться. Например, чтобы запечатлеть детеныша дикого зверя, необходимо неделями его караулить. Кроме того, необходима дорогостоящая техника, чтобы дистанционно крупным планом снять объект. Нет такой аппартуры в Коми", - резюмировал Ю.Ребров.
Однако собеседник агентства все же утешил корреспондента "Комиинформа" тем, что в видеоролике "Эко республика Коми" все же есть истинные кадры нашего края. Это пейзажи Воркуты, Инты, Троицко-Печорского, Сыктывдинского районов.
"Комиинформ" предлагает сравнить ролик Ю.Реброва с первоисточником.