Новости Республики Коми | Комиинформ

Агентство "Комиинформ" распространяет интервью зампредседателя рабочей группы по надзору за исполнением избирательного законодательства Прокуратуры Коми Лилии Степановой

Агентство "Комиинформ" распространяет интервью зампредседателя рабочей группы по надзору за исполнением избирательного законодательства Прокуратуры Коми Лилии Степановой
Агентство "Комиинформ" распространяет интервью зампредседателя рабочей группы по надзору за исполнением избирательного законодательства Прокуратуры Коми Лилии Степановой
logo
В Прокуратуре Коми на днях создана рабочая группа по надзору за исполнением избирательного законодательства. Это связано с подготовкой к проведению выборов Главы республики, которые назначены на 16 декабря. Цель работы группы - обеспечение законности при проведении избирательной кампании. С вопроса о том, как будет осуществляться эта деятельность корреспондент "Комиинформа" начал беседу с заместителем председателя группы Лилией Степановой:

- Основной контроль за ходом выборов осуществляет Избирательная комиссия республики. Прокуратура же, получая информацию о нарушениях, будет рассматривать ее в кратчайшие сроки и принимать меры воздействия.

- Означает ли создание рабочей группы, что в прокуратуре ожидают значительного числа нарушений в ходе выборов Главы РК?

- Уже начало кампании показывает, что жалоб и обращений будет значительно больше. Но будут ли они подтверждаться, этого сказать мы не можем. Очень часто во время прошлых предвыборных кампаний факты, изложенные в обращениях, не подтверждались в ходе прокурорской проверки. То есть, сторонники кандидатов старались сообщить о как можно большем числе якобы допущенных противниками нарушений.

- На рассмотрение в группу уже поступили какие-то материалы?

- Да, в Прокуратуре республики рассматривается материал о проведении агитации в запрещенные сроки. Он поступил к нам только что и, если эти факты подтвердятся, то прокурор будет принимать решение о возбуждении административного производства.

По законодательству агитировать за или против можно с момента регистрации кандидата, заканчивается период агитации за сутки до дня голосования. А сейчас, когда кандидаты еще не зарегистрированы, но идет агитация в их поддержку, это будет считаться серьезным нарушением.

- Какие действия участников избирательного процесса приравниваются к нарушениям?

- Вообще перечень нарушений избирательного законодательства, за которые предусмотрена ответственность, оговаривается двумя федеральными законами. В январе 2000 года были внесены соответствующие изменения и дополнения в кодекс РФ об административных правонарушениях. Второй закон - "Об административной ответственности юридических лиц за нарушение федерального законодательства о выборах и референдумах" был принят в ноябре 1999 года.

Должна отметить, что самая главная наша беда - это изготовление и распространение анонимных материалов. Избирателя, как правило, не интересует анонимная листовка или нет. А чтобы печатный агитационный материал считался законным, он должен содержать ряд реквизитов - наименование и адрес организации, либо фамилию лица, заказавшего изготовление этой печатной продукции, тираж, дату. Отсутствие каких-либо из этих сведений говорит о том, что листовки выпущены с нарушением закона.

Нередки случаи, когда грешат средства массовой информации, публикуя в последнем номере перед выборами информацию, задевающую честь и достоинство кого-то из кандидатов. Фактически этим претендент лишен опубликовать материал в свою защиту. СМИ, допустившее такое нарушение, может быть привлечено к административной ответственности. Серьезное нарушение - подкуп избирателей и осуществление благотворительной деятельности с нарушением законодательства. Всем известно, что при сборе подписей и при проведении предвыборной агитации недопустимо оказание материальных благ избирателю. Например, это могут быть и благотворительные лотереи или оказание бесплатной юридической помощи. Еще часто приходится применять статью за нарушение правил предвыборной агитации в периодических печатных изданиях и на телевизионных и радиоканалах.

- На Ваш взгляд, не ограничивает ли избирательное законодательство действие федерального закона "О СМИ"?

- Мы считаем, что в период проведения предвыборной агитации действуют несколько иные взаимоотношения между государством и средствами массовой информации. Поэтому основное требование - руководствоваться избирательным законодательством.

Да, бывают случаи, когда СМИ заявляют об ограничениях свободы слова. Но мы ведем речь о необходимости обеспечить равенство кандидатов при проведении предвыборной агитации. А во время выборов это более серьезное нарушение. По-моему, это не та ситуация, когда СМИ должны активно бороться за свои права на свободу слова, иначе просто возникнет хаос в предвыборной агитации.

- Кто может быть привлечен к ответственности?

- Фактически под действие этих норм может попасть любой гражданин, если допустит нарушения избирательного законодательства. Но, прежде всего, это члены избирательных комиссий, должностные лица СМИ, сам кандидат, руководитель избирательного объединения.

Правда, существуют некоторые ограничения. Зарегистрированный кандидат может быть привлечен к уголовной ответственности, либо подвергнут административному наказанию только с согласия прокурора, соответствующего статусу выборов. На выборах Главы Коми это Прокурор республики. И избирательная комиссия должна быть извещена, если дано согласие на привлечение к ответственности.

Возбудить производство может любое лицо, которое вправе составлять протокол об административном правонарушении. Это уполномоченный член избирательной комиссии или прокурор. Затем материал направляется в федеральный суд по месту совершения проступка. Решение принятое федеральным судом может быть обжаловано в Верховном Суде РК.

- А насколько сурово наказание?

- Для физических лиц штраф установлен от пяти до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда, то есть от пятисот рублей до пяти тысяч. Если же проступок совершен политическим объединением, средством массовой информации или какой-либо другой организацией, то штраф может составить от ста до пятисот "минималок", соответственно от 10 до 50 тысяч рублей.

Помимо штрафов может иметь место и уголовная ответственность. Но это относится только к избирательной комиссии, когда речь идет о фальсификации при подсчете голосов. Но у нас за последние избирательные кампании никогда не рассматривался вопрос даже о возможности наступления уголовной ответственности, так как не было на то оснований.

- Но для кандидатов, наверное, самое жестокое наказание - снятие с предвыборной дистанции?

- Да, избирательная комиссия вправе это сделать. Может иметь место обращение в суд с иском о снятии какого-либо кандидата с дистанции. Конечно, восстанавливаться для претендента будет проблемно, но он имеет право обжаловать действия избиркома в суде.

Сейчас, если будут установлены конкретные факты нарушений со стороны кандидатов, которые выдвинуты, то избирком может отказать им в регистрации.

- В сравнении с другими регионами какова ситуация по соблюдению избирательного законодательства в Коми?

- Пока по проведению предвыборной агитации республика не попадала в поле зрения федеральных органов. Согласно информационным письмам Генеральной Прокуратуры РФ, Коми не входит в число тех регионов, где были допущены грубые нарушения избирательного законодательства, и пока никаких упреков нам не высказывается.

Беседовал Захар Волокитин, "Комиинформ".