Сегодня, 22 сентября, в Общественной палате Республики Коми по инициативе службы РК по лицензированию состоялось рабочее совещание по проблемам перевозки пассажиров и багажа легковым такси.
В мероприятии приняли участие сотрудники МВД, УФНС, Роспотребнадзора, а так же владельцы служб такси и общественники. Особое внимание было уделено вопросу борьба с нелегальными извозчиками.
По оценке аналитиков, лишь 30 процентов легальных перевозчиков занимаются постоянно и профессионально перевозкой пассажиров и багажа легковым такси. "Оставшиеся 70 процентов — это подработчики, не желающие отказываться от своей основной профессии, а также лица, которые занимаются постоянно нелегальным извозом и не желают оформлять статус предпринимателя и получать разрешения и те, кто снялся с налогового учета, но не сдал ранее выданное разрешение", - сообщил заместитель руководителя служба РК по лицензированию Владимир Шелест.
На сегодня официальная статистика по количеству выявленных нелегальных такси отсутствует. Однако очевидно, что в республике как и по всей стране, теневой бизнес в этой сфере находится в привилегированном положении.
По его мнению, этому способствуют пробелы в законодательстве, регулирующем деятельность легкового такси, непродуманная политика увеличения налоговой нагрузки на предпринимателей, последствия которой до сих пор ощущаются в том числе и на рынке такси и непродуманная система штрафов.
"Наказание для нелегального перевозчика в разы меньше, чем для легального, - подчеркнул заместитель начальника службы РК по лицензированию - Так, нелегальным перевозчикам грозит штраф от 500 до двух тысяч рублей, а легальным таксистам штраф за отсутствие шашечек, фонаря составляет 10 тысяч рублей".
Еще одной причиной разрастания теневого таксомоторного бизнеса В. Шелест считает недостаточную работу контролирующих органов, что позволяет нелегальным перевозчикам уходить от ответственности и чувствовать себя безнаказанно.
"В республике не проводится постоянная планомерная работа по выявлению нелегальных перевозчиков, отсутствует практика привлечения к ответственности диспетчерских служб, а количество выявленных нарушений при проведении рейдов не соответствует объемам нелегального рынка, - отметил он. - Мы также считаем справедливым нарекания легальных перевозчиков по поводу того, что представители правоохранительных и контролирующих органов прекрасно знают, в каких местах наибольшего скопления людей потребителей ждут нелегальные таксисты, а по сути "бомбилы".
Немало проблем в борьбе с "теневиками" доставляют диспетчерские службы и интернет-приложения, которые при организации предоставления населению услуг перевозки легковым такси заключают договоры по информационному обеспечению не только с легальными таксистами, но с перевозчиками, не имеющими специальных разрешений.
"В целом динамика количества выдаваемых разрешений на перевозку пассажиров и багажа легковым такси имеет тенденцию к уменьшению. Если за время нашей разрешительной деятельности службой всего было выдано 3437 разрешений, то в настоящее время на территории республики действует всего 1634 разрешения. За 2013 год было выдано 472 разрешения, за девять месяцев текущего года 340 разрешений", - рассказал В. Шелест.
Продолжает отлеживаться и тенденция, наметившаяся с декабря 2012 года, по досрочному прекращению перевозчиками легкового такси действия разрешений. Так, если в 2012 году службой было прекращено действие 107 разрешений, в 2013 почти в три раза больше — 315, в этом году число прекращенных разрешений возросло в сравнении с 2013 годом в четыре раза и составило 1275. Это в основном те разрешения, которые не были сданы в службу лицензиатами, которые сняли с себя статус индивидуального предпринимателя. Все эти факторы способствуют росту теневого сектора таксомоторных перевозок и создают нездоровую конкуренцию.
Заместитель начальника УГИБДД МВД по РК Алексей Осташов также рассказал в ходе заседания о препятствиях, не позволяющих более эффективно бороться с нелегальными извозчиками.
"Действующее законодательство не предоставляет четкого механизма контроля и воздействия на нелегальных таксистов. Ситуация усугубилась еще и тем, что в октябре прошлого года вышло постановление Верховного суда РФ, в соответствии с которым мы не имеем полномочий по привлечению к ответственности нелегальных таксистов за незаконную предпринимательскую деятельность, - рассказал А. Осташов. - В июле нами был составлен административный материал в отношении нелегального таксиста. Мировой судья назначил ему наказание в виде штрафа в размере пяти тысяч рублей. Гражданин обжаловал это решение в Сыктывкарском городском суде и суд, ссылаясь на постановление Верховного суда РФ, прекратил производство по делу".
Еще одной проблемой, с которой сталкиваются сотрудники полиции, это отсутствие оперативного доступа к базам данным для установки наличия или отсутствия у таксистов разрешения на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа.
Участвовавшие в заседании владельцы служб такси согласились со всеми обозначенными проблемами. Они обратились ко всем надзорным органам с просьбой усилить работу по направлению борьбы с нелегальными извозчиками и пообещали оказывать необходимую помощь. Кроме того, они выразили надежду на то, что рассматриваемый в Государственной Думе законопроект о государственном регулирование деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси будет принят.
Этим законопроектом предусмотрено увеличение размеров штрафов по отношению к нелегальным перевозчикам и уменьшение их размеров в отношении легальных таксистов, а за повторное нарушение у "теневиков" предлагается забирать водительское удостоверение на срок от трех до шести месяцев. Кроме того, документом вводятся понятия операторской службы, диспетчерской и служба заказа.