Сегодня, 11 сентября, на заседании Общественного совета при Службе Коми по тарифам обсудили проблемы тарифного регулирования в сфере теплоснабжения.
Как сообщил референт ведомства Олег Рябинин, проблема тарифного регулирования связана с проблемами модернизации теплоснабжения.
"Не секрет, что большинство основных фондов в производственно-коммунальной сфере имеют высокий износ, большинство из них введены в эксплуатацию в прошлом столетии. Это оборудование и морально, и физически устарело, - отметил он. - Это сказывается и на качестве предоставления коммунальных услуг, и на их себестоимости".
Выход из этого положения лежит в улучшении правил ценообразования.
"К сожалению, действовавшие до настоящего времени методы ценообразования в коммунальной отрасли практически не стимулировали коммунальные организации снижать свои издержки и себестоимость. Стимулом для повышения производственных и экономической эффективности организаций могло бы быть внедрение долгосрочных тарифов или долгосрочных параметров регулирования. Возможность установления долгосрочных тарифов уже сегодня предусмотрена федеральным законодательством", - подчеркнул референт службы.
В теплоснабжении для полномасштабного внедрения долгосрочных тарифов имеется ряд препятствий. Для начала должны быть разработаны инвестиционные программы. Многие договоры аренды оборудования заключены на короткие сроки — до одного года — это, конечно, препятствует долгосрочному планированию.
"И тут нужно максимально увеличивать сроки владения оборудованием, используя различные инструменты как долгосрочная аренда, концессия, или, возможно, даже передача в собственность", - добавил О.Рябинин.
Следующая проблема заключается в проблеме методологической увязки сроков инвестиционных программ и сроков тарифного регулирования.
"На данный момент она не решена, к сожалению, - сказал он, - как минус стоит отметить, и низкую инвестиционную активность в коммунальной сфере, поскольку эта сфера не является инвестиционно привлекательной. Зачастую это связано еще и с тем, что в отрасли недостаточно квалифицированных кадров, которые бы смогли разработать и внедрить инвестиционные проекты с использованием современных технологий".
О.Рябинин акцентировал внимание на том, что Министерство энергетики РФ предлагает разработать новую модель рынка теплоснабжения, которая помогла бы модернизировать данную отрасль по России. Также она нацелена на развитие комбинированной выработки и на крупных поставщиков.
"Проект Минэнерго России использует понятие "альтернативной котельной". Минэнерго предлагает ограничивать цены на тепло для потребителей предельной максимальной ценой по цене альтернативной котельной. Это естественный предел цены для конечных потребителей, создающий конкурентную среду в этой отрасли, - пояснил О.Рябинин. - то есть он определяет уровень отказа от централизованного теплоснабжения там, где оно неконкурентноспособно".
Новый механизм заключается в том, что если текущая цена на тепло в какой-то системе больше, чем цена "альтернативной котельной", то текущая цена по сути "замораживается". Если же текущая цена меньше цены альтернативной котельной, то цена может вырасти в пределах до цен альтернативной котельной.
По словам руководителя Службы РК по тарифам Ильи Первакова, в этом методе есть реальный плюс с точки зрения обозначения горизонтов для инвесторов.