Депутаты Госсовета обсудили реализацию на территории Коми закона о контрактной системе.
Информация о ходе реализации на территории республики федерального закона № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" была озвучена на заседании президиума Госсовета 9 сентября.
Закон вступил в силу с 1 января 2014 года. Как доложила первый заместитель министра финансов региона Валентина Туркина, с этого же время правительство региона постоянно мониторит ситуацию.
На 1 сентября во всех районах республики приняты необходимые нормативные акты, определены органы, уполномоченные осуществлять контроль в сфере закупок. В 17-ти муниципалитетах закупки происходят централизованно путем наделения органов местного самоуправления функциями по определению поставщиков или подрядчиков для муниципальных заказчиков. В Прилузском, Сысольском и Ижемском районах вопрос о централизации закупок не рассматривался.
Закупками и конкурсами на региональном уровне занимается минфин, за исключением закупок на поставку товаров или услуг, если начальная (максимальная) цена контракта не превышает 500 тысяч рублей.
Всего за восемь месяцев минфин провел 934 электронных аукциона на сумму 5605 млн.руб., 46 конкурсов на сумму 864 млн.руб.
Мониторинг эффективности закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд осуществляется ежеквартально. Экономия средств в первом полугодии по сравнению с начальной ценой контракта составила 430 млн.руб., на муниципальном уровне - 165 млн.руб.
По словам В. Туркиной, в ходе реализации закона наметился ряд проблем. Предложения по внесению необходимых изменений в закон были направлены в различные профильные ведомства.
Так, в частности, минфин Коми предлагает ограничить перечень случаев, при которых требуется привлечение внешней экспертизы, а также расширить возможности заказчиков по осуществлению закупок малого объема с единственным поставщиком на сумму до 2 млн.руб. в год.
Одной из серьезных проблем при осуществлении закупок является нестабильность работы официального сайта www.zakupki.gov.ru. Для муниципалов проблемным стал вопрос о наделении органов полномочиями по осуществлению различных видов контроля, из-за малочисленности специалистов самих муниципальных органов власти.
Свое видение вопроса непосредственно со стороны муниципалитетов на президиуме представил руководитель администрации Усть-Куломского района Дмитрий Шатохин, который в принципе подтвердил все озвученные ранее проблемы.
В частности, в администрации муниципалитета пришлось ввести дополнительную штатную единицу для осуществления полномочий, следствием чего стало непредусмотренное увеличение финансовых затрат, увеличились затраты на расходные материалы.
Дмитрий Шатохин также обратил внимание на излишний, на его взгляд, контроль процесса закупок.
"Сначала проводится ведомственный контроль, когда заказчик на уровне своей структуры проверяет корректность оформления документации. Дальше идет финансовый контроль, контроль со стороны контрольно-счетной палаты. Если крупная закупка, то нужен общественный контроль, - отмечает руководитель муниципалитета. - А все это время, это люди, все это, на наш взгляд, не совсем эффективно".
Дмитрий Шатохин также снова обозначил тему необходимости создания "черного списка" недобросовестных подрядчиков. В качестве примера он привел случай, когда на свои и республиканские средства ремонтировали Дом культуры. Ремонт подрядчик завершил с почти восьмимесячной задержкой. Район выставил подрядчику неустойку в размере четырех миллионов рублей, в первой судебной инстанции неустойка была подтверждена, во второй подрядчику удалось добиться ее снижения на один миллион рублей. Но и эти деньги получить очень непросто.