Когда в 90-м году прошлого века обитающий в стенах MIT мистер Ромки (один из отцов "хребта" интернета – протокола TCP/IP), подключил в сеть свой тостер, произошло эпохальное событие. Родился тот самый "интернет вещей", о котором сегодня не говорит разве что ленивый. Разговоры тем активнее, чем больше на пользователе носимой электроники. Казалось бы, вот оно: iPhone в кармане, iPad в рюкзаке, MacBook на столе и – вишенка на торт – "умные" часы на запястье завершили новый виток информационной революции. Так ли это?
В идеале концепция "интернета вещей", которую писали далеко не самые глупые люди (включая Кевина Эштона, автора самого термина), заключается в том, что все вокруг нас – это единое информационное пространство. Причем дело не просто в часах, которые умеют показывать карты Google, все немного сложнее. Возьмем, к примеру, рекламу. Сегодня вам достаточно забить в поисковой строке "новые джинсы", как все баннеры на всех посещаемых сайтах, как по команде "раз, два!", начнут показывать вам исключительно величайшее изобретение двух американцев. Пока это заканчивается там, где проходит граница вашего интернета, – браузер в ноутбуке или планшете. Но как только интернет вещей станет реальностью, вы сразу это почувствуете. Очень тонко таргетированная реклама начнет преследовать вас везде, где есть возможность вас идентифицировать.
К слову об идентификации. Недавние новости об инициативах правительства по учету пользователей бесплатного wi-fi еще раз подтвердили, насколько "там" не понимают сути технологий. Каждое устройство, выходящее в сеть, уже пронумеровано, учтено и записано на серверах навечно. В следующий раз вас уже узнают даже "в гриме", в смысле, если вы принудительно захотите сменить MAC-адрес вашего маршрутизатора. Это домашний wi-fi, а вот IMEI мобильного устройства сменить простыми способами нельзя, а кроме него есть еще немало способов опознать и привязать конкретного пользователя к конкретному сетевому гаджету.
Это и есть одна из особенностей интернета вещей – устройства, окружающие вас, по сути, не интересуются вами как личностью. Им интересны ваши привычки. Поверьте, это дорога с двусторонним движением. "Умные" лампочки (уже можно купить) быстро научатся включать свет, когда узнают, что их хозяин с iPhone оказался рядом, но тот же iPhone, связавшись с лампочками, сделает еще одну пометку, уточнив ваше расписание. Зачем ему это нужно? Ему – исключительно из лучших побуждений, ребятам из digital – чтобы лучше понимать тех пользователей, на кого будут нацелены их кампании продвижения различных продуктов. Но речь пока не о футуризме из фильма "Особое мнение" или том явлении, на которое призвалобратить внимание Gartner. До этого еще относительно далеко, но некоторые элементы такой интеграции вещей в интернет есть уже сейчас.
Так, автору некоторое время назад на глаза попалась любопытная программка из App Store. Суть ее сводилась к тому, что пользователь мог забить название любого товара или продукта (начиная от творожка определенной марки или названия телефона), а iPhone услужливо сообщал о том, что находится возле торговой точки, где этот товар есть. Проведенный эксперимент был в целом неудачен. Несколько торговых точек, где нужный продукт по определению присутствовал, были устройством проигнорированы, а когда iPhone наконец "проснулся", то "пользователь" ушел от нужного магазина за пару сотен метров. Таков сейчас интернет вещей в Москве. Но ведь, черт побери, работает! Проблемы роста будут всегда и со всеми технологиями. Те магазины пока молчуны, потому что их не внесли в базу, устройство сработало с задержкой, потому что сеть передачи данных могла в том месте иметь "бутылочное горлышко", лишь номинально показывая LTE. Что ж, с первым пусть разбираются владельцы магазинов и создатели ПО, а вот операторы строят и улучшают свои сети ежедневно. Например, на днях "Билайн" объявил о запуске LTE-Adavanced (ранее это сделал "Мегафон"). Так что технические проблемы будут решены в любом случае, а мы вновь вернемся к тому, с чего начали? Что же даст сегодня интернет вещей обычному человеку?
Если можно так сказать, пока идет "первоначальное накопление информационного капитала". Все эти замечательные устройства, которых вскоре станет еще больше, честно и методично, как настоящие роботы, собирают о наших привычках информацию. Собирают и хранят. Попытки выдать что-то обратно пока относительно забавны и неуклюжи. Тот же iPhone следит за вашими привычками посещения мест и в нужное время выдает на экран свой прогноз, сколько, по его мнению, займет дорога домой, с учетом пробок. То, что передвижение происходит исключительно на метро, электронный мозг пока понимать отказывается.
Формально мы уже в интернете вещей. В 2009 году об этом сообщила компания Cisco, просто посчитав, что количество подключенных к сети устройств больше, чем людей. Но это не тот интернет вещей. Пока мы его слабо чувствуем. Он создается искусственно теми, кто носит с собой максимальное количество гаджетов и честно считает калории в приложениях, сканируя штрихкоды продуктов через фотокамеры смартфонов. Одним словом, пока свой собственный мир интернета вещей нужно создавать искусственно вокруг себя. Ничего светлого и глобального нет.
Изменения не произойдут в один день. Холодильники завтра утром не напомнят нам о том, что сами заказали пакет заканчивающегося молока, а замок у входной двери не щелкнет при вашем приближении. Вам нужно специально купить такой замок и помучиться с его настройкой. Можете сделать еще один шаг навстречу интернету вещей самостоятельно. Позитивные изменения будут происходить постепенно. По мере того, как устройства начнут все тоньше запоминать и анализировать (привет, Big Data) наши привычки. Сначала Мосэнергосбыт предложит вам поменять счетчик энергии на более совершенный для экономии, а iPhone наконец посчитает путь домой не по переполненным машинами улицам, а по веткам метро.
Многие из полезных элементов интернета вещей уже работают. Так, в Сингапуре водителям нет необходимости стоять в очереди на оплату проезда по платной дороге. Необходимая информация считывается с радиоключа, размещенного в авто, а владелец просто оплачивает итоговый счет. "Зажмет" – получит такой штраф, что станет пешеходом. Но это лишь деталь, которая еще не стала частью большой системы.
Грубо говоря, интернет вещей сегодня – это набор отдельных элементов, которые фанат-гик сам включает в свою жизнь, считая, что это повышает комфорт его существования. Устройствам пока не хватает пропускной полосы мобильного интернета, аналитикам (электронным и живым) – данных, а всем нам – понимания того, что интернет вещей – это не всеобщее благо, а новое поле, к распашке которого так активно готовятся упомянутые ребята из digital-агентств.
По материалам: http://slon.ru