"Единая Россия" в очередной раз предложила кардинально усилить наказания для нетрезвых водителей. Новые поправки в УК позволяют лишать гражданина прав на 20 лет, если тот спровоцировал ДТП с жертвами. Ранее депутаты предлагали отбирать удостоверения у водителей пожизненно. Другой законопроект, также направленный на борьбу с пьяными, дорабатывается парламентом уже два года. Пока ни одна из предложенных инициатив не была рассмотрена Госдумой, сообщает "Коммерсант".
Поправки в УК разработал член комитета Госдумы по обороне единоросс Алексей Журавлев. Согласно тексту поправок (есть в распоряжении “Ъ”), вносятся изменения в статью 264 УК РФ. Сегодня в ней установлены наказания для пьяных водителей, спровоцировавших ДТП с жертвами и ранеными. Если в ходе аварии пострадавший получил тяжелые травмы, то виновник может сесть в тюрьму на срок до трех лет: господин Журавлев предложил поднять максимальный срок до пяти лет. Если в ДТП погиб один человек, то планка поднимается с трех до десяти лет. Если же в аварии погибло двое и больше людей, то пьяный водитель рискует сесть в тюрьму на срок до 20 лет (сейчас максимум 9 лет).
По данным ГИБДД, за семь месяцев текущего года в России произошло 7,6 тыс. аварий по вине пьяных водителей — это 8,3% всех ДТП. Рост аварийности незначительный — 0,7%. В них погибли 1,2 тыс. и ранены 10,8 тыс. человек.
Депутаты активно призывают усилить наказание за пьяное вождение последние два года. Поводом стала резонансная авария в сентябре 2012 года на Минской улице: тогда пьяный водитель Александр Максимов сбил насмерть семь человек и был впоследствии осужден на восемь с половиной лет. Госдума сначала приняла новую комплексную редакцию КоАП: с 1 сентября 2013 года ввели штраф в 30 тыс. руб. за езду в пьяном виде (применяется вместе с лишением прав). Теперь очередь за УК — таким образом планируется бороться со злостными пьяницами, которые постоянно садятся за руль нетрезвыми.
Одна из первых редакций поправок была подготовлена "Единой Россией" еще в 2013 году (главой комитета по безопасности Ириной Яровой). Однако работа над законопроектом затянулась из-за споров внутри фракции, а также возражений Верховного суда. В финальной версии (доработанной депутатом Вячеславом Лысаковым) гражданин, лишенный прав за нетрезвую езду, но вновь задержанный за рулем пьяным, может сесть в тюрьму. Повторный отказ от освидетельствования на состояние опьянения также станет преступлением. Поправки господина Журавлева, по сути, являются альтернативной версией документа. Ранее некоторые депутаты предлагали лишать пьяных водителей прав вообще пожизненно. Так или иначе, за два года с момента ДТП на Минской улице разные депутаты заявляли о намерениях усилить наказание поправками в УК, но ни один законопроект до рассмотрения Госдумой так и не дошел.
Любопытно, что ранее в ГИБДД не исключали сценария, при котором изменения в Уголовный кодекс вообще не понадобятся. По крайней мере в Госавтоинспекции говорят о том, что новый КоАП и так неплохо работает. "На сегодняшний день можно отметить, что изменения в КоАП уже сыграли свою положительную роль,— заявлял заместитель начальника Госавтоинспекции Владимир Кузин.— И если лишение прав ранее не останавливало водителей садиться за руль нетрезвыми, то наличие серьезного денежного штрафа с учетом невысокого уровня зарплат по стране для многих стало сдерживающим фактором". Впрочем, Алексей Журавлев с этим не согласен. "Следует признать, что профилактические меры, направленные на предупреждение таких нарушений и усиление административной ответственности, не приносят должного результата",— отметил депутат в пояснительной записке.