На следующей неделе, 21 августа, в Сыктывкаре начнет работу международная конференция "Питирим Сорокин и парадигмы глобального развития XXI века". Пленарное заседание начнется в 9.00 в большом зале заседаний Государственного Совета Республики Коми. 22 августа перед главным корпусом Сыктывкарского университета будет открыт памятник выдающемуся ученому-социологу, уроженцу села турья П.А. Сорокину. Ожидается, что в торжественных мероприятиях примет участие его сын, Сергей Питиримович.
Сыктывкарский государственный университет, выступающий одним из организаторов мероприятия, представляет комментарии участников конференции.
Лариса Канаева, кандидат философских наук, доцент, Южно-Уральский госуниверситет НИУ, филиал в г. Златоусте.
Методологические основы, заложенные в трудах П. Сорокина, будут вечно актуальны, нужно только творчески их использовать и расширять сферы применения. Жизненный путь Питирима Сорокина – пример успешного преодоления невероятных трудностей, как по каналам горизонтальной мобильности (внутри страны и за рубежом), так и вертикальной (от сына ремесленника до российско-американского профессора с мировой известностью). До сих пор поражает его масштабность и профессиональная глубина мышления, исследовательская доказательность, точность научных выводов, яркость форсайт-идей.
Этап двадцатилетней открытости российского общества способствовал необычайной мобильности института высшего образования в сторону европейских заимствований и миграций студенческих потоков из России. Либеральная идеология глобального сближения народов привела к нерегулируемой образовательно-демографической ситуации и масштабной "утечке умов" - потере самого дефицитного национального ресурса – активной молодежи. Подобные "свободы от…" патриотизма и ответственности дестабилизировали ситуацию и внутри страны – провинция начала необратимо деградировать из-за невозвратных образовательных миграций в мегаполисы. Наступает время "свобод для…" инновационного прорыва страны за счет качественного образования.
Принятая в июне 2014 г. президентская программа "Глобальное образование" для 3000 российских магистрантов и аспирантов, увы, тоже не лишена недостатков. Образовательный заказ детально не сформулирован, а предусмотренная по окончании обучения обязательная трехлетняя отработка может не создать ожидаемого скачкообразного эффекта повышения конкурентоспособности России.
Недавно произошедший сбой в глобальных отношениях для России неизбежно отразится в снижении тренда международной образовательной мобильности. Однако и на региональном уровне необходимы адекватные регуляторы. Например, пересмотреть либеральное право абитуриентов-бакалавров выбора вузов вне своего региона, изменить конкуренцию вузов за контингент в сторону их ответственности за развитие территориальных демографических систем.
Среди предложений и снижение неестественного притока обучающихся в высоко рейтинговые вузы страны, которое высвободит места в общежитиях и позволит расширить практику краткосрочной студенческой мобильности внутри России, что удовлетворит естественную потребность молодежи в путешествиях и познании своей страны через профессиональное общение и наглядный практический опыт.
Очень полезно собирать людей, мыслящих в общей парадигме и работающих над сходными проблемами. Профессиональные дискуссии всегда полезны не только сверкой научных позиций и взаимным обучением. Важно задать вектор дальнейшего сотрудничества, сформулировать проблемы-задания на будущее. Тем более, что электронные коммуникации стирают географические расстояния и сближают единомышленников как никогда.
Сборник материалов конференции должен быть в открытом доступе для всех почитателей Питирима Александровича. А на его базе необходима форумная дискуссия, чтоб участники конференции договорили то, что не успели высказать.
*** П.А. Сорокин родился 23 января 1889 год в селе Турья Яренского уезда. Его родителями были церковных дел мастер Александр Прокопьевич и крестьянка Пелагея Васильевна Сорокины. Детство Питирима прошло в Зырянском крае. С 10-летнего возраста он с братом занимался реставрацией церквей в северных селах. В 1891 году окончил одногодичную церковно-приходскую школу в селе Палевицы, в 1901 - 1904 годы учился в двухклассной церковно-приходской школе в селе Гам, в 1904 - 1906 годы - в церковно-учительской школе в селе Хреново Костромской губернии. Там же в 1906 году вступил в члены партии социалистов-революционеров. В 1907 году П.А.Сорокин уехал в Санкт-Петербург. Благодаря поддержке земляка К.Ф.Жакова поступил на об-щеобразовательные Черняевские курсы, затем в частный Психоневрологический институт академика В.М.Бехтерева. В 1910 году был принят в число студентов юридического факультета Императорского Санкт-Петербургского университета, который успешно окончил в 1914 году и был оставлен при кафедре уголовного права для подготовки к профессорскому званию. Параллельно преподавал социологию в Психоневрологическом институте (с 1916 года профессор). Был одним из организаторов Русского социологического общества им. М.М.Ковалевского. В январе 1916 года занял должность приват-доцента Петроградского университета по кафедре уголовного права. В 1917 году редактировал газеты "Дела народа", "Воля народа", был секретарем председателя Совета Министров А.Ф.Керенского, избран депутатом Всероссийского Учредительного собрания по Вологодскому избирательному округу по списку № 1 (крестьянский). В 1918 году (2 января-23 февраля) был арестован за "подготовку покушения на Ленина" и заключен в Трубецкой бастион Петропавловской крепости. 31 января 1920 года избран профессором Петроградского университета, 22 апреля 1922 года публично защитил докторскую диссертацию на тему "Система со-циологии", а 23 сентября поездом "Москва-Рига" уехал из России. И более никогда не возвращался на свою родину. Труды П.А.Сорокина стали издаваться за границей. В России имя ученого было предано забвению и вспоминалось только благодаря статье вождя революции В.И.Ленина "Ценные признания Питирима Сорокина".
До отъезда из России П.А.Сорокин каждое лето проводил в Зырянском крае в составе научных экспедиций или просто приезжал в гости к сестре матери тете Анисье (с. Жешарт, д. Римья). После эмиграции жил в Европе, в 1924 году переехал в Америку, был профессором университета Миннесота, с 1929 года – профессором Гарвардского университета, с 1930 года - основателем факультета социологии. Умер 10 февраля 1968 года в США. Был женат на Елене Петровне Баратынской. У них было двое детей – Петр и Сергей.