В Агентстве по печати и массовым коммуникациям прошел семинар для журналистов по профилактике экстремизма в средствах массовой информации
Редакторы засыпали вопросами начальника отдела по контролю в сфере СМИ управления Роскомнадзора по Коми Викторию Пименову. Видно было, что в вопросе журналисты ориентируются хорошо. Их интерес простирался не только вокруг "масляных" слов, но и вокруг использования персональных данных, фото и комментариев несовершеннолетних, информации о третьих лицах, предоставляемой ньюсмейкерами.
Что касается экстремистских материалов, вернее, их отсутствия в СМИ, В.Пименова отметила профессионализм и сознательность журналистов. "С позапрошлого года мы не выписали ни одного предупреждения относительно экстремизма. Однако за первое полугодие 2014-го мы получили уже двадцать обращений о экстремистских высказываниях, связанных с конфликтом на Украине. Правда, они касаются соцсетей, поэтому тут мы работаем совместно с МВД", - сообщила В.Пименова.
Является ли нецензурной лексикой употребление сокращений, первых и последних букв бранных слов, которые используют несознательные комментаторы, задали вопрос журналисты. "Да, экспертная комиссия признает их нецензурной бранью, поскольку всем понятно, что имел в виду комментатор", - подчеркнула специалист Роскомнадзора. Однако до предупреждения дело чаще всего не доходит, так как СМИ сами своевременно "вычищают" такие комментарии. Если в прошлом году было выписано восемь предупреждений, то в этом пока всего два.
Не удастся теперь журналистам порассуждать об истории происхождения брани, как недавно сделала одна из газет, давшая определение расхоженного матерного слова, обозначив его первой и последней буквой. СМИ пришлось заплатить за вольность 25 тысяч рублей и еще столько же - за маркировку "16+", хотя, по сути, такой материал не должны были видеть лица младше 18-ти лет, а само издание должно было продаваться в закрытой упаковке.
Журналисты национальных изданий спросили, как быть с ругательствами на коми языке. "Они не всегда являются нецензурными, но если это беспокоит, необходимо привлечь лингвистическую экспертизу, а может, даже выпустить словарь коми бранных слов", - заметила В.Пименова.
Изменения в статью 4 Закона о СМИ еще только обкатываются Роскомнадзором, и управление по Коми является своего рода "пионером" в его применении. После прецедента с штрафом за статью о "нехорошем" слове, в управление звонили коллеги из разных регионов России с просьбой поделиться опытом работы со СМИ.