Новости Республики Коми | Комиинформ

Прокурор Коми Сергей Бажутов "по полочкам" разложил причины и последствия высокой аварийности на дорогах республики

Прокурор Коми Сергей Бажутов "по полочкам" разложил причины и последствия высокой аварийности на дорогах республики
Прокурор Коми Сергей Бажутов "по полочкам" разложил причины и последствия высокой аварийности на дорогах республики
logo

На коллегии прокуратуры Коми огромное внимание было уделено ситуации с аварийностью в регионе.

"В результате активной работы органов полиции и широкого применения автоматических средств фиксации правонарушений более чем на 60 тысяч возросло количество привлеченных к административной ответственности лиц (со 131 до 195 тысяч). Отчасти это повлияло на снижение с 665 до 565 общего количества дорожно-транспортных происшествий. Вместе с тем, на тяжесть произошедших ДТП эта работа положительного влияния не оказала. На дорогах республики в текущем году уже погибли 74 человека (за шесть месяцев 2013 года - 57), из них восемь по вине пьяных водителей", - отметил Сергей Бажутов.

Предотвращению грубых нарушений правил дорожного движения, сокращению "пьяной" аварийности может способствовать, в первую очередь, надлежащая система назначения и исполнения наказания в виде административного ареста. За шесть месяцев 2014 года судами данному виду наказания подвергнуты 1649 человек.

Далее С. Бажутов перешел к другим проблемам в этой сфере.

"На итоговой коллегии мы упоминали о том, что в 2012-2013 годах в Сыктывкаре и Койгородке имели место факты массового неотбытия административных наказаний в виде арестов. По нашему требованию нарушения устранены. Однако на этом проблемы не закончились. Например, в Койгородском районе условия для административно-арестованных так и не созданы. Лица доставляются для отбытия арестов в соседние районы. По этой же причине не применяется и административное задержание.

Между тем, статьей 25.1 КоАП РФ установлено, что дела, предусматривающие наказание в виде административного ареста, рассматриваются исключительно в присутствии правонарушителя. При этом Верховный суд Российской Федерации в своем постановлении от 16 апреля 2014 года указал, что обеспечение явки лица, привлекаемого к административной ответственности в виде ареста, является обязанностью органа, составившего протокол, а неисполнение этой обязанности является основанием для возврата административного дела.

kollegianarkontrol_(30).jpg

Единственной действенной мерой обеспечения явки правонарушителя для рассмотрения дела является применение к нему административного задержания. В соответствии со ст. 27.3 КоАП РФ эта обеспечительная мера используется для правильного и своевременного рассмотрения дела об административном правонарушении, исполнения постановления суда.

Неприменение административного задержания влечет затягивание сроков рассмотрения административных дел, необходимость осуществления принудительного привода правонарушителей в порядке ст. 27.15 КоАП РФ. Как следствие, сотрудники полиции вынуждены отвлекаться от основных обязанностей на розыск и их доставление в суд. Например, в Койгородском районе из упомянутых 102 лиц привод осуществлялся в отношении 38. Заметьте, это сельский район, где все жители на виду. Каковы будут трудовые и материальные затраты на розыск и доставление нарушителей в крупных городах сложно даже оценить", - подчеркнул руководитель надзорного органа.

Впрочем, проблемы в административной практике органов внутренних дел не ограничиваются исполнением административных арестов.

"Из 152 миллионов рублей административных штрафов, которые налагались сотрудниками ГИБДД в первом полугодии взыскано 123 миллиона или 81%. При этом органы ФССП, исполняющие соответствующие судебные постановления, взыскали менее 35% (32 из 92 миллионов рублей). Одной из причин такой разницы во взыскиваемости является ненадлежащее применение судебными приставами административной ответственности по ст. 20.25 КоАП РФ. Так, если сотрудниками ГИБДД в текущем полугодии составлен 9381 протокол за неуплату штрафов, то сотрудниками УФССП за весь прошлый год всего 1912.

В этой связи представляется целесообразным предложить Управлениям ФССП и ГИБДД республики под нашим руководством в рамках координационной деятельности разработать механизм повышения эффективности исполнения наказаний в виде штрафов", - заявил прокурор Коми.

Еще одна проблема касается крайне низкого качества подготовки водителей в автошколах. С первого раза сдает "на права" не более половины обучающихся.

За шесть месяцев текущего года по вине начинающих водителей произошло 77 ДТП, в которых 12 человек погибло, 105 получили травмы различной тяжести. Проблемы такой аварийности неоднократно выносились органами ГИБДД на рассмотрение республиканской комиссии по безопасности дорожного движения. При этом каждый раз ставился вопрос о бездействии министерства образования республики при осуществлении лицензионного контроля.

Проверка в Министерстве подтвердила обоснованность претензий, выявлены нарушения Федерального закона № 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" в части ненадлежащего планирования проверок и некачественного их проведения.

"Вместе с тем, дальнейшие проверки показали, что министерство внутренних дел, перекладывая проблему подготовки водителей на лицензирующий орган, само допускает нарушения в сфере контроля за деятельностью автошкол.

Анализируя законодательство, практику его исполнения и статистику ДТП в республике, мы обратили внимание прокуроров на вопросы неотвратимости наказания за преступления в этой сфере", - подчеркнул глава надзорного ведомства.

Количество преступлений, связанных с нарушениями правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, из года в год растет. Если в 2007 году в республике зарегистрировано 145 таких преступлений, то в 2013 – 207. Удельный вес рассмотренных судами дел в отношении нетрезвых водителей по итогам первого полугодия 2014 года составил 30 %.

Федеральным законом от 13 февраля 2009 года № 20-ФЗ "О внесении изменения в статью 264 Уголовного кодекса Российской Федерации" усилена уголовная ответственность. Несмотря на это, если в 2007 году к реальному лишению свободы осуждено 66 % лиц, совершивших ДТП в состоянии опьянения, то после 2009 года их доля снизилась и в 2013 году составила 36%. Государственные обвинители и суды мотивировали свои решения мнением потерпевших или их представителей о назначении мягкого наказания либо прекращении уголовного дела на стадии предварительного слушания.

Следствием этого стало увеличение в 3 раза количества прекращенных дел в связи с примирением сторон в порядке ст. 25 УПК РФ: с 19 в 2007 году до 57 в 2013 году. Между тем в соответствии со ст. 20 УПК РФ преступление, предусмотренное ст. 264 УК РФ, не относится к категории дел частного обвинения, в связи с чем мнение потерпевшего не предопределяет исход дела, резюмировал С. Бажутов.