Рейтинг регионов опубликовало Агентство стратегических инициатив, которое с июня начинает распространять ежемесячные информационные вестники "Марафон. Внедрение Стандарта в субъектах РФ".
Их цель - оперативно информировать участников процесса внедрения и других заинтересованных лиц о ходе выполнения требований Регионального инвестиционного стандарта.
Республика Коми была одной из первых и вошла в число 31 региона, где полностью внедрен Региональный инвестиционный стандарт.
По словам министра экономического развития Республики Коми Антона Фридмана, внедрение и практическая реализация основных требований инвестиционного Стандарта позволит не только обеспечить максимально благоприятный инвестиционный климат в Республике Коми и систематизировать работу органов государственной власти, но и поможет задействовать весь необходимый потенциал для повышения инвестиционной привлекательности и предпринимательской инициативы в республике.
В разрезе федеральных округов лидером стал Уральский федеральный округ. Там во всех регионах, за исключением Тюменской области, работа практически завершилась. В Тюменской области осталось реализовать последнее требование Стандарта – создать общественный совещательный орган при региональной энергетической комиссии (РЭК).
В Северо-Западном федеральном округе лидерами стали Республика Коми, Вологодская и Ленинградская области, которые полностью внедрили Стандарт. После того, как будет утверждена инвестиционная стратегия региона, к ним присоединится Псковская область.
Хорошая ситуация складывается в Приволжском федеральном округе. Половина регионов уже завершила работу, а остальным осталось совсем немного до финишной черты.
В Центральном федеральном округе наряду с регионами-пилотами, осуществлявшими внедрение Стандарта в 2012 – 2013 годах в режиме апробации, в группу лидеров вошли город Москва, Владимирская, Воронежская, Костромская и Тамбовская области.
Что касается Южного федерального округа, то там в Астраханской области выполнены 14 требований Стандарта из 15. В Дальневосточном федеральном округе работу завершили Приморский и Хабаровский края, а также Магаданская область. В Северо-Кавказском федеральном округе внедрение всех положений Стандарта закончилось только в Кабардино-Балкарской Республике. Близка к завершению работы и Чеченская республика: пока там отсутствует специализированная организация по привлечению инвестиций и работе с инвесторами.
*** Региональный инвестиционный стандарт – ключевой проект Агентства стратегических инициатив по созданию благоприятных условий для ведения бизнеса в регионах. Региональный инвестиционный Стандарт – это возможность для бизнеса влиять на решения власти. Такая возможность реализована на базе эффективной площадки для коммуникации, какой по сути является Стандарт.
В основе внедрения Стандарта лежит оценка бизнесом усилий региональных властей по исполнению того или иного требования Стандарта. В этом процессе задействованы все деловые сообщества и объединения.
Стандарт включает 15 лучших инвестиционных практик, используемых экономически наиболее успешными регионами:
1. В субъекте Российской Федерации должна быть разработана, утверждена и принята к исполнению Инвестиционная стратегия (Стратегия).
2. Ежегодно должен формироваться План создания инвестиционных объектов и необходимой транспортной, энергетической, социальной, инженерной, коммунальной и телекоммуникационной инфраструктуры региона.
3. Высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации должно ежегодно обращаться к членам законодательных и исполнительных органов субъекта Российской Федерации с посланием об инвестиционном климате в субъекте.
4. В регионе должен быть принять нормативный правовой акт о защите прав инвесторов и механизмах поддержки инвестиционной деятельности.
5. В субъекте Российской Федерации должен функционировать на регулярной основе Совет по улучшению инвестиционного климата.
6. В субъекте должна функционировать на регулярной основе специализированная организация по привлечению инвестиций и работе с инвесторами.
7. Должна быть создана доступная инфраструктура для размещения производственных и иных объектов инвесторов (промышленных парков, технологических парков).
8. Наличие механизмов профессиональной подготовки и переподготовки по специальностям, соответствующим инвестиционной стратегии региона и потребностям инвесторов.
9. Создание специализированного двуязычного интернет-портала, посвященного инвестиционной деятельности в субъекте.
10. Наличие в субъекте Российской Федерации единого регламента сопровождения инвестиционных проектов по принципу "одного окна".
11. Принятие высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации инвестиционной декларации региона.
12. Принятие нормативного акта, регламентирующего процедуру оценки регулирующего воздействия принятых и принимаемых нормативно-правовых актов, затрагивающих предпринимательскую деятельность.
13. Наличие системы обучения, повышения и оценки компетентности сотрудников профильных органов государственной власти субъектов Российской Федерации и специализированных организаций по привлечению инвестиций и работе с инвесторами.
14. Включение представителей потребителей энергоресурсов в состав органа исполнительной власти субъекта РФ в сфере государственного регулирования тарифов региональной энергетической комиссии (РЭК) и создание коллегиального совещательного органа при РЭК, включающего представителей делового сообщества.
15. Наличие канала (каналов) прямой связи инвесторов и руководства субъекта Российской Федерации для оперативного решения возникающих в процессе инвестиционной деятельности проблем и вопросов.