Как сообщили "Комиинформу" в самом объединении, прямо на породе, которую в "Гидротрубопровод" для опытов доставили с шахты "Аяч-Яга" ОАО "Воркутаголь", произрастали мох и лишайники. Кроме того, высушенный после транспортировки уголь "стал белый как снег". Ранее ученые проводили опыты с углем ОАО "Шахта "Воргашорская" и с такими явлениями не сталкивались. Поэтому в настоящее время параллельно с разработкой технологической схемы получения экологически чистого водоугольного топлива (ЭКОВУТ), московские специалисты изучают само воркутинское сырье. Однако, заверили в объединении, "работы идут полным ходом" и окончательно разработать технологическую схему подготовки и использования ЭКОВУТа планируется в начале октября.
ЭКОВУТ представляет собой специально приготовленную взвесь мелко раздробленного угля. При этом примесь посторонней породы в топливе не должна превышать одного процента. В то же время, отметили в "Гидротрубопроводе", зольность угля "Аяч-Яги" составляет 36 процентов. Как сообщили "Комиинформу" в АЭК "Комиэнерго", которая выступила заказчиком проекта, уголь с этой шахты дешевле "воргашорского". Кроме того, большая часть топлива поставляемого на ТЭЦ-2, на базе которой планируется построить цех по подготовке ЭКОВУТа, добывается на "Аяч-Яге".
Напомним, причиной перевода воркутинской ЦВК с мазута на уголь стало то, что в последнее время котельная практически постоянно работает "с колес", а стоимость мазута постоянно увеличивается. В то же время угля в Воркуте предостаточно. При этом все необходимое для производства ЭКОВУТа оборудование могут произвести российские заводы, а перевод ЦВК на новое топливо не потребует ее реконструкции. До сих пор ЭКОВУТ топливо в России еще никто не применял.