Новости Республики Коми | Комиинформ

Новый закон о госзакупках: как выживают муниципалитеты Коми 

Новый закон о госзакупках: как выживают муниципалитеты Коми 
Новый закон о госзакупках: как выживают муниципалитеты Коми 
logo
Новый закон о госзакупках: как выживают муниципалитеты Коми 
http://www.my-tender.ru

За первые четыре месяца с момента вступления в силу закона 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" выявилось множество его недостатков. Особенно растерялись муниципальные власти, которые столкнулись с огромным клубком проблем и вопросов пока больше чем ответов.

Оказалось, что новый закон требует серьезно усилить контроль за осуществлением муниципальных контрактов, что потребовало расширять штат администраций. В нормативной базе отмечается полный бардак. Да и в целом, если и есть на балансе деньги, то придется пройти через огонь, воду и медные трубы, чтобы их потратить.

По мнению руководителя администрации Троицко-Печорского района Ильи Сидорина, сегодня ни один муниципалитет в Коми не может похвастаться, что этот переход проходит удачно.

"Мы в свое время клеймили закон 94-ФЗ. Но если к его условиям в конечном итоге каким-то образом адаптировались наши работники, которые занимаются размещением муниципальных заказов, то к переходу к новому закону оказались совсем не готовы, - заявил И. Сидорин. - Начиная от отсутствия специалистов, обучения и, в конечном итоге, выполнения тех требований, которые новое законодательство нам предъявило".

Так, в соответствии с новым законом в каждом муниципалитете должны быть созданы четыре контролирующих органа: ведомственный контроль, контроль в сфере закупок, финансовый контроль и аудит. Причем все эти виды контроля должны проводить разные структуры администрации района.

Есть и другие сложности. Например, на муниципальный уровень переданы полномочия по обеспечению жильем детей-сирот. По информации главы администрации района, еще ни один муниципалитет в этом году ни одной квартиры для этой категории граждан не приобрел. Чтобы администрация могла приобрести квартиру в Троицко-Печорске, продавец еще должен внести 5-процентный залог ее стоимости. Это, по мнению И. Сидорина, повлияет не только на увеличение стоимости, но и неким образом оттолкнет часть желающих продать муниципалитету эту квартиру. В поселке далеко не каждый может себе позволить заплатить пять процентов от стоимости жилья.

"Другой пример. Мы сейчас строим школу в Якше. По срокам успеваем. Но у меня осталась сумма непроторгованного контракта на 34,7 миллиона рублей на приобретение оборудования для школы. Понятно, что раньше закупить его мы не могли, так как сначала школу нужно было построить. Сейчас будем объявлять аукцион на приобретение оборудования, начиная от парт, заканчивая мультимедийной техникой. Для этого я должен провести шесть аукционов, семь котировок и пять прямых договоров, - возмущается руководитель районной администрации. - Это работа ложится сейчас на отдел, который будет готовить техническое задание и отдел, который проводит торги".

Пока, по словам Ильи Сидорина, сложно сказать, как новый закон может уберечь от участия в конкурсах фирм-однодневок, которые могли, снизив стоимость, выиграть аукцион, а потом отказаться, обанкротиться. Но уже сегодня очевидно, что подрядчики и поставщики с огромным нежеланием хотят работать из-за закона 44-ФЗ.

"Хорошо, что мы в декабре провели все аукционы и законтрактировали для нашего управления образования приобретение продуктов питания для школ и детских садов. Как там будет развиваться ситуация, пока непонятно. Считаю за благо возвращение к прежнему закону", - подытожил И. Сидорин.

С руководителем Троицко-Печорского района в чем-то согласен и его коллега из Усть-Куломского района Дмитрий Шатохин, особенно в части организации контроля по государственным и муниципальным закупкам.

Раньше в районе была своя комиссия, которая осуществляла контроль, и если были какие-то разногласия, тот разъяснения запрашивались либо в УФАС, либо в минэкономразвития региона. Теперь же в каждом муниципалитете должен быть создан уполномоченный орган.

"То есть, мы финуправление обязываем контролировать муниципальные закупки, и тут же еще и ведомственный контроль. А еще внешний контроль в виде ФАСа и так далее. Получается, что все друг друга контролируем. При этом то же финансовое управление подотчетно нам. В итоге кого мы контролируем? Сами себя?", - говорит Дмитрий Шатохин.

На днях собеседник информагентства принял участие в заседании координационного совета по развитию местного самоуправления Северо-Запада, членом которого он является. Были заслушаны все регионы по реализации закона 44-ФЗ. И все в один голос говорили, что переход принес много проблем. Очень важный момент - это нормативные акты, которые муниципалы должны сегодня принимать у себя на местах, но при этом на федеральном уровне такой нормативной базы еще нет.

"Как, например, осуществлять нормативное регулирование по банковской гарантии — никто не знает, так как федерального акта нет. Или в законе есть такое понятие как нормирование продукта. То есть, по каким критериям определять правильный это продукт или нет? Такой нормативный акт органы местного самоуправления должны принять, но федерального документа пока тоже нет, - говорит представитель усть-куломской власти. - С нас сегодня требуют то, чего в природе еще не существует".

Отдельный разговор — обновленный сайт госзакупок. Основная претензия - он постоянно зависает. Неделями невозможно отредактировать размещенную информацию. Выходит, что программный продукт оказался тоже не готов.

"В прошлом году по району мы объявили порядка полусотни серьезных аукционов. Из-за нового закона нам пришлось дополнительно вводить штатные единицы в администрацию. Раньше у нас один человек занимался этим вопросом, теперь двое, а это дополнительная нагрузка на бюджет. Опять же вопрос в контроле, который мы должны осуществлять. Контроль будет осуществлять финансовое управление, и придется либо наделять такими полномочиями действующего работника, либо вводить еще единицу", - недоумевает Дмитрий Шатохин.

Глава Ухты – председатель Совета города Роман Мельник сетует на отсутствие в условиях введения в действие нового законодательства "карманных денег".

"Этот закон может быть хорош, когда на кону стоит крупный контракт, но его минус в том, чтобы потратить даже очень маленькую сумму, нужно объявить конкурс. Например, у нас в Совете принято положение, согласно которому вместе с почетной грамотой главы вручается букет цветов. С этого года закупка цветов также должна проходить через конкурсные процедуры. При этом в техническом задании требуется указывать мельчайшие детали, например, количество штук в букете или высоту стебля. Я, конечно, немного утрирую, но суть остается, - признался Роман Мельник. - Очень серьезные затруднения испытываем с приобретением ГСМ для транспорта. Теперь и это необходимо делать через аукцион. Нужно шлифовать закон, собирать замечания и сигнализировать. Всегда любой закон хорош лишь после того, как он испробован на практике и устранены выявленные недочеты".