ИА "Комиинформ" совместно с Министерством культуры Республики Коми продолжает цикл интервью с деятелями культуры и искусства республики в рамках проекта "Культура в лицах". Вчера завершились гастроли Воркутинского театра кукол по городам Коми. Об уникальности гастрольного проекта и дальнейших планах театра ИА "Комиинформ" рассказал директор театра Игорь Ковалев.
-Игорь Алексеевич, расскажите, чем уникальны и интересны прошедшие гастроли.
-В прошлом году нам удалось выиграть сразу два гранта главы Коми – один на постановку спектакля "Пера-Богатырь", второй – на реализацию проекта "Крупный формат" - это гастроли по крупным городам Коми. В список городов вошли Ухта, Усинск, Инта и Сыктывкар.
Название "Крупный формат" говорит о том, что спектакли идут в оригинальном варианте, созданном именно для сцены. Многие театры ездят по школам и детским садам и не могут там показать спектакли в первозданном виде, им приходится адаптировать их к условиям отсутствия сцены. То, как выглядят эти спектакли на сцене, люди и понятия не имеют.
-А в чем причина?
-Вывозить спектакли в оригинале очень дорого, поэтому и канули в небытие лучшие спектакли нашего театра. Без финансовой поддержки вывезти такие спектакли на гастроли нереально. Очень сложно обстоят дела с багажом. Если бы не было проблем с багажом, мы бы привезли не два спектакля, а больше. Дело в том, что все декорации мы везем с собой в купе. Если я их сдам багаж, то могу не получить их никогда, потому что грузовые вагоны ходят не с такой же периодичностью, как пассажирский поезд, а гораздо реже. Например, ближайший грузовой вагон поедет в Воркуту лишь 15 мая. Если в следующий раз мы поедем на большие гастроли, то будем просчитывать, как отправить декорации заранее, чтобы они нас дождались.
-Вы довольны тем, как прошли гастроли?
-Я убежден, что все запланированное с творческой точки зрения выполнить удалось. Гастроли себя оправдали и даже дали неожиданный эффект. Например, многие ухтинцы, посетив наши спектакли, говорили, что они и не знали о существовании такого театра. Они привыкли, что в Ухту приезжают какие-то "варяги" с ростовыми куклами, которые работают под фонограмму. А там ни души, ни сердца – ничего. Увидеть настоящий кукольный театр людям не доводилось. Ко мне подходили мамы, бабушки, причем они были под таким сильным впечатлением, что не могли сдержать слез. Равнодушных людей не было. Наша идея подтвердилась: кукольный театр востребован жителями республики и просто необходим им.
-В каком из городов существует большая потребность в кукольном театре?
-Усинск здорово избалован – это город достаточно богатый. А зрители, которые уже много чего повидали, несмотря на это, встретили нас радушно, ведь настоящие кукольные театры к ним тоже не ездят. В Инту мы иногда ездим со спектаклями, нас помнят и любят.
-В Сыктывкаре вас уже знают, ведь здесь в прошлом году даже проходил фестиваль кукольных театров…
-Да, сыктывкарцы нас знают больше, чем жители других городов - еще до фестиваля я привозил спектакль "Жемчужина Кохару". Нас помнят и всегда хорошо принимают. На этот раз особенно хорошо принимали "Перу-богатыря".
-Если даже городской зритель практически не знаком с кукольным театром, то что же говорить о сельском? Не планируете организовать гастроли по районам?
-На самом деле, сельские дети нас видят чаще, чем городские. В прошлом году мы проехали вокруг Печоры все, что только возможно, заезжали в села, где живут всего по 20 детей. Мы также были в Сосногорском, Вуктыльском, Прилузском районах.
Если говорить о сельских детях, то именно для того, чтобы спектакль "Пера-богатырь" смогли увидеть дети даже самых отдаленных пунктов, мы сняли его видеоверсию, которую на коми языке будут озвучивать артисты Национального музыкально-драматического театра республики.
-Каковы ближайшие планы театра?
-По возвращении с гастролей мы готовимся к поездке на фестиваль "Рабочая лошадка" в Набережные Челны. Там как раз показываются спектакли, которым не требуется крупный формат, которым вообще не нужна сцена. Это компактные спектакли: их легко смонтировать и можно показать практически везде. Мы повезем северную сказку "Волшебный сундучок" - один ящик, три куклы, птички – действительно "рабочая лошадка".
-А потом?
-В июне мы думаем возродить симпатичную сказку о пожарной безопасности. Когда-то этот спектакль был агиткой, но мы из нее надеемся вытащить что-то более глубокое.
Идей у нас много, но не все они завязаны на постановках и гастролях. Например, сейчас мы делаем интерактивный сайт, на котором у детей будет возможность найти любимого кукольного персонажа и с этой куклой общаться. Пока мы не придумали, в каком формате будет это общение, но это однозначно будет интересная история.
Далее, у нас на складах очень много кукол, которые мы не используем много лет…
-Вы хотите открыть музей кукол?
-А музей в традиционном его понимании открывать бессмысленно. Во-первых, театр располагается в арендуемом помещении – нам негде, во-вторых, нам не по карману даже витрины для кукол. Поэтому пришла идея создать интерактивный музей - поставить в фойе электронные терминалы с галереей кукол в 3D формате, где также будет даваться информация о спектаклях, персонажах, актерах. Это будет очень эффектно, в мультимедийном формате не будет видно, что кукла старенькая, рассыпается, поролон прогнил и т.д.
Еще мы мечтаем вернуть место напротив гостиницы "Воркута", где когда-то стояла скульптура руки и театральной куклы – это была основная реклама театра. Эту скульптуру в свое время безжалостно снесли. Я тогда еще не работал в театре, но когда на задворках увидел ее, я плакал. Недавно я предложил мэру города Евгению Шумейко вернуть театру это место и восстановить справедливость. Если в центре поставить театральную тумбу, она не будет приносить доход, но это будет место, где дети катаются на велосипедах, мамы гуляют с колясками, то есть наша целевая аудитория всегда будет в курсе нашего репертуара. Инициировать развитие детской культуры государство просто обязано.
Беседовала Анастасия Маркова