К обсуждению доклада главы региона Вячеслава Гайзера и внесению дополнительных предложений в программу дальнейшего развития Коми подключились вузы Коми. На заседании круглого стола, который прошел сегодня, 5 марта, в Сыктывкарском государственном университете обсуждались наиболее важные вопросы развития науки и высшей школы в республике.
Модератор круглого стола, ректор СыктГУ Марина Истиховская в самом начале заседания отметила, что все вузы должны объединить усилия для работы над стратегией развития региона. "Объединив наш потенциал, мы можем принести пользу республике", - заявила она. Тема консолидации высших учебных заведений стала одной из основных в ходе обсуждения планов по дальнейшему развитию науки в регионе.
В очередной раз участники круглого стола подняли вопрос дефицита кадров как в системе образования, так и в здравоохранении.
"В республике средний возраст учителей приближается к пенсионному. Чтобы привлечь молодые кадры, студентам-педагогам нужно увеличить стипендии, - заявил представитель Института геологии Коми научного центра Григорий Каблис. - Еще необходимо ослабить бюрократическое давление на учителей. Это даст стимул больше времени уделять детям".
Профессор кафедры культурологии и педагогической антропологии СыктГУ Владимир Сулимов, в свою очередь, отметил, что в регионе многое делается для поддержки молодых педагогов.
"Молодые педагоги начали приходить в школы. В Коми для них созданы хорошие условия, есть довольно серьезная, в отличие от других регионов, поддержка, - отметил он. - Вопрос подготовки педагога, как и врача – серьезная вещь. В составе нового университетского комплекса мы и будем решать поставленную задачу".
В. Сулимов акцентировал внимание присутствующих на проблеме социально-культурных и гуманитарных технологий.
"К сожалению, об этих технологиях мало говорится, - подчеркнул он. - Между тем, человек должен иметь определенную базовую картину мира, а уже затем выбирать уровни и ступени реализации себя как личности. В регионе должна быть программа социально-культурных и гуманитарных технологий. Они не менее эффективны, чем финансовые и политические технологии управления. Их недостаток очень чувствуется всегда. Проблема того, что молодые люди покидают республику, заключается именно в социально-культурных практиках".
О проблеме утечки абитуриентов и выпускников вузов говорила и руководитель образовательных программ магистратуры СыктГУ Наталья Сергиева.
"Для того, чтобы абитуриенты не покидали регион, требуется не столько совершенствование системы профессионального образования, сколько соответствие ее современности, - отметила Н. Сергиева. - Когда наши дети после школы стремятся уехать, это значит, что они чего-то здесь не находят. Но возможности современного образования таковы, что этого можно и не делать. У нас хорошие связи с Академией наук, что позволяет знакомить студентов с уровнем научного знания. Наш университет – часть мировой системы образования. Мы должны предоставить нашим детям возможности, чтобы они не чувствовали себя оторванными от большого мира и чтобы у них не возникал северный синдром".
Заведующая кафедрой менеджмента и маркетинга СыктГУ Юлия Попова считает, что для того, чтобы абитуриенты не покидали регион, необходимо повысить имидж республиканских вузов. Для этого, по ее мнению, стоит активнее развивать межрегиональные и международные связи, делать акцент на конкретных направлениях развития образования.
"Нашим вузам нужна хорошая материально-техническая база для возможности организации дистанционного обучения, - подчеркнула она. - Тогда нам не придется приглашать к себе педагогов из Москвы и других городов. И мы сами сможем дистанционно обмениваться опытом со всеми регионами".
Участники круглого стола отметили, что в докладе главы Коми мало уделено внимания развитию науки в республике. Для изменения ситуации представители вузов решили консолидировать свои усилия и выстроить более тесное взаимодействие с правительством.