Новости Республики Коми | Комиинформ

"Для понимания": Регионы теряют кредитное качество

"Для понимания": Регионы теряют кредитное качество
"Для понимания": Регионы теряют кредитное качество
logo

Худшие опасения S&P оправдались: по предварительным данным, исполнение региональных бюджетов за прошлый год оказалось гораздо хуже прогноза правительства, дефицит превысил 600 млрд руб. (около 8% доходов), увеличившись более чем в 2,5 раза по сравнению с уровнем 2012 года, сообщает РБК daily.

Мы неоднократно высказывали мнение, что главной причиной ослабления финансовых показателей российских регионов являются так называемые "майские указы" президента, подразумевающие повышение зарплат бюджетникам без выделения достаточных дополнительных ресурсов из федерального центра. В 2013 году эти риски оказались усилены быстрым замедлением темпов роста налоговых доходов регионов (налог на прибыль упал на 15% по сравнению с 2012-м) и сокращением на 5% финансовой помощи регионам из федерального бюджета. Чтобы не допустить дальнейшего ухудшения состояния региональных финансов, правительство должно сделать сложный выбор: заставить регионы исполнять указы за счет наращивания дефицитов и долга либо выделять на эти цели дополнительные ресурсы и/или смягчать требования указов.

По нашим оценкам, дополнительные расходы на выполнение указов президента о повышении зарплаты бюджетникам могут составить в совокупности за 2013—2015 годы почти 2 трлн руб., а в 2016—2018 годах превысить 1 трлн руб. ежегодно. Наращивание доли соцрасходов ведет к снижению гибкости бюджета, ограничивает способность регионов реагировать на снижение доходов. К 2015 году доля расходов на зарплаты в здравоохранении, образовании и культуре вырастет, по нашим оценкам, до 35% текущих расходов (по сравнению с 24% в 2012 году). При этом в 8—10 самых слабых регионах эта доля превысит 50%, что снизит их финансовую гибкость почти до нуля.

В этих условиях регионы будут вынуждены продолжать наращивать бюджетный дефицит и привлекать заимствования. По нашим оценкам, прямой долг регионов (без учета гарантий) в абсолютном выражении увеличится с менее чем 1,5 трлн руб. в начале 2013 года до более чем 3 трлн к концу 2015-го. Несмотря на то что уровень долга по отношению к доходам останется в среднем умеренным (около 35—40% текущих доходов), почти в половине регионов объем прямого долга может превысить 60% текущих доходов, то есть достигнет средних показателей в международном контексте. Показательно, что, по предварительным данным, к концу 2013 года примерно в десяти регионах долг уже приблизился к законодательному ограничению в 100% собственных доходов.

Проблемой будет не столько объем долга, сколько его структура. В погоне за низкой ставкой регионы привлекают более дешевые краткосрочные заимствования (как правило, банковские кредиты), что приводит к ежегодному росту расходов на обслуживание и погашение долга: по нашим оценкам, к 2015 году они превысят 10% текущих доходов регионов (по сравнению с 7% в 2010—2012 годах), а более чем в половине регионов превысят 15%, что по мировым меркам является высоким уровнем. В результате увеличиваются риски рефинансирования, которые ставят регионы в зависимость от конъюнктуры на финансовых рынках и увеличивают вероятность дефолтов.

В связи со сложившейся ситуацией кредитное качество регионов будет в значительной степени зависеть от двух факторов. Во-первых, большую роль будет играть качество управления расходами, долгом и ликвидностью самих региональных властей. Некоторое пространство для маневра в этой части остается (например, только от региона зависит, на какой срок привлекать заимствования). Однако даже самый взвешенный подход к финансовой политике не поможет многим слабым регионам с низкой финансовой гибкостью. Поэтому, во-вторых, ключевое значение будут иметь действия правительства. Предоставление дополнительных денег регионам, смягчение требований президентских указов, предоставление бюджетных кредитов остаются у него в арсенале и являются предметом политического выбора. Однако уже сейчас можно утверждать, что бездействие центра с большой вероятностью приведет к снижению кредитного качества регионов.