Внесенный в Госдуму законопроект о введении в школах для учеников первых-девятых классов пятидневной учебной недели вызвал большой общественный резонанс. Большинство родителей в Республике Коми активно его поддерживают, таким образом проявляя заботу о здоровье своих детей. По их мнению, чрезмерная нагрузка в школах является причиной различных хронических заболеваний.
"Я за дополнительный выходной!!! Наш ребенок учится во вторую смену в Усинской средней школе во втором классе, уроки с 13:00 до 17:30. Программа "Школа 2100". Нагрузка огромная. Страдает психика ребёнка", - возмущается житель Усинска Владимир.
Еще одна родительница из Коми Маргарита считает, что нужно не только сократить учебную неделю, но и дать школьникам возможность выбора предметов, которые необходимы им для поступления в вузы, а по остальным значительно сократить часы.
Министр образования Республики Коми Владимир Шарков солидарен с родителями. Он считает, что было бы рациональным принять внесенный в Госдуму законопроект. По его мнению, в первую очередь, пятидневка облегчит жизнь учащихся начальных классов и позволит им постепенно влиться в учебный процесс и привыкнуть к школьным нагрузкам.
"Нужно отметить, что введение пятидневной учебной недели положительно бы отразилось на обучающихся начальной школы, - отметил В. Шарков. - Это позволит родителям не менять кардинально режим дня детей, позволит учащимся начальных классов более безболезненно влиться в учебный процесс. С точки зрения физиологии и психологии ребенка, нельзя резко менять образ жизни ребенка. Поэтому к учебным нагрузкам его необходимо готовить постепенно. Врачи также разделяют это мнение. Если кто-то будет возражать по поводу того, что дети не будут успевать осваивать программу, в данном случае все в руках учителей, которые могут интенсифицировать учебный процесс. Сейчас очень много образовательных технологий, которые позволяю в очень короткий период времени дать большое количество информации. Все это нужно использовать. Я не думаю, что ученики будут страдать".
Между тем, мнения директоров школ Коми в данном вопросе не совсем совпали. Руководители учебных учреждений считают, что сокращение учебной недели допустимо только в том случае, если будет пересмотрена и доработана образовательная программа, а детьми в выходные активно будут заниматься родители, чтобы они не оказались предоставлены сами себе.
"Конечно, если бы семья была заинтересована в том, чтобы заниматься с ребенком, выстраивать внутрисемейные отношения по субботам и воскресеньям, пятидневка была бы полезна, - отметила директор гимназии № 1 города Сыктывкара Наталья Корнакова. - Но сегодня, к сожалению, у родителей в большинстве случаев такого желания нет. Они готовы оставить ребенка и на воскресенье в школе. Нам, учителям, работать пять дней или шесть — все равно. А вот готовы ли родители на субботу оставить ребенка дома, заниматься его развитием, особенно детьми в начальных классах - вопрос. Здесь, скорее, нужна работа не столько со школой, сколько с родителями всех классов. А хотят ли они этого? На освоении программы пятидневка не скажется даже при особенностях нашего региона, где бывают актированные дни. Мы все компенсируем с помощью дистанционных технологий. Учителя перестроят программу и выполнят ее. Другое дело, чем будут дети заниматься дома в субботу".
Директор Лицея народной дипломатии Ирина Пустовалова в целом положительно отнеслась к законопроекту. Однако она уверена, что, если после его принятия учебный процесс будет интенсифицирован, это негативно скажется на детях.
"С одной стороны, я положительно отношусь к этому законопроекту. Хорошо бы было отдохнуть и детям, и учителям, - подчеркнула она. - Но необходимо рассматривать вопрос относительно учебного процесса. Сейчас учащиеся довольно загружены, приходится изучать более объемный материал. Многие дети еще занимаются дополнительно. Если за счет сокращения учебной недели произойдет интенсификация учебного процесса, ученикам будет еще труднее. Если закон будет принят с обоснованием всех норм и не во вред здоровью ребенка, это хорошо".
Директор средней общеобразовательной школы в поселке Подзь Елена Медведева не уверена, что пятидневная неделя не отразится на успеваемости учеников.
"Насколько я знаю, при пятидневной учебной неделе будет уменьшена учебная нагрузка. То есть, будет меньше выделено часов на те или иные предметы. В целом, для детей, может быть, было бы легче. Но при возрастающих требованиях, новых стандартах, наверное, мы не будем успевать изучать некоторые серьезные предметы, особенно те, по которым предстоит сдавать ЕГЭ, - считает Е. Медведева. - Количество предметов тоже уменьшать не стоит. Они все нужны. При профильных классах, когда дается время на самостоятельное обучение, пятидневная неделя возможна. Но при этом учащиеся должны быть готовы самостоятельно изучать предметы, но нельзя допускать, чтобы они были предоставлены сами себе. В сельской местности детям нужен внешний контроль".