Электрички рискуют стать экзотикой. Новая волна отмены пригородных поездов стартовала в январе этого года: за месяц отменено 144 электрички в 26 регионах. Еще столько же отменят в ближайшие месяцы. В 2012-2013 гг. отменено 310 поездов. РЖД начала закрывать маршруты еще в 2010 г. под предлогом убыточности. После отмены в 2011 г. перекрестного субсидирования (за счет грузовых перевозок) обеспечивать экономику пригородных поездов должны регионы: они формируют заказ, устанавливают цены и компенсируют убытки пригородным пассажирским компаниям (ППК; СП региона и РЖД), если цены ниже себестоимости. Но регионы платят неохотно, потому что у них нет денег и потому что считают непрозрачной экономику ППК. Не без повода: уже были иски к ППК от налоговиков по поводу двойной оплаты услуг "матери" — РЖД.
С 2014 г. правительство разрешило РЖД не оказывать услуги в долг. Кроме того, правительство планировало постепенно снижать размер субсидий из федерального бюджета (на инфраструктурную часть тарифа перевозчика). Одно к одному.
Очень часто отмена поездов сопровождается народными волнениями, жалобами в ФАС, письмами в правительство и президенту. Жители псковской деревни Должицы трижды за январь блокировали движение поездов по местной железной дороге — у них нет автомобильного сообщения, а единственный поезд отменен.
Жалобы жителей иногда дают результат — главным образом по причине опасности социальных протестов. Но регионы и сами порой отказываются от поездов, заменяя их гораздо более дешевыми автобусными маршрутами. Губернатор Новгородской области Сергей Митин заявил недавно, что сокращение 8 из 15 железнодорожных маршрутов в 2014 г. и замена их автобусами снизит затраты на транспортное обслуживание населения в 10 раз. Для особо удаленных населенных пунктов закупят тягачи и болотоходы.
Непрозрачность экономики РЖД навязла в зубах. Незаконченность реформы отрасли (в том числе с обеспечением безубыточной модели пассажирских перевозок) только что отмечена в докладе Счетной палаты. Отменяя пригородные поезда, РЖД порой закрывает сообщение для населенных пунктов, которые когда-то появились для обеспечения этой дороги — еще в советской модели экономики.
С другой стороны, постепенное сжатие железнодорожных перевозок (тем более монопольных) может быть в долгосрочном периоде полезным для страны. Автомобильное сообщение более гибко и клиентоориентированно. Малый бизнес перевозчиков легко замещает отмененные поезда. Там, где есть дороги, конечно.