Новости Республики Коми | Комиинформ

Блюз-рок гитарист Владимир Мороков: "Блюз играют хорошие музыканты, когда они пребывают в плохом настроении"

Блюз-рок гитарист Владимир Мороков: "Блюз играют хорошие музыканты, когда они пребывают в плохом настроении"
Блюз-рок гитарист Владимир Мороков: "Блюз играют хорошие музыканты, когда они пребывают в плохом настроении"
logo
Блюз-рок гитарист Владимир Мороков: "Блюз играют хорошие музыканты, когда они пребывают в плохом настроении"
Фото К.Затрутина, БНК

1 февраля на площадке столичной хаб-кофейни "Melody house" пройдет акустический квартирник сыктывкарской блюз-рок группы "Своя компания". В преддверии концерта корреспондент БНК пообщался с одним из участников бэнда, гитаристом Владимиром Мороковым, известным не только своими музыкальными пристрастиями, но и плодотворной научной работой в области иммунологии. Автор более чем семидесяти научных публикаций, создатель лаборатории иммуногематологии при Кардиологическом центре Коми, доктор медицинских наук Владимир Мороков в деталях рассказал о своем втором - музыкальном - "я" и в подробностях описал симптоматику своего "рок-заболевания".

- С чего началось ваше увлечение рок-музыкой?

- С магнитофона "Астра", его мне родители после окончания девятого класса купили. Я стал доставать и переписывать записи The Beatles, Creedence, The Rolling Stones. Со временем взял в руки гитару, стал постепенно осваивать инструмент. С годами интерес к музыке возрастал в геометрической прогрессии, пошли первые школьные ансамбли, в общем, что называется, понеслась.

- Романтика рок-н-ролла на профессиональное музыкальное поприще не манила?

- Нет, в советские годы даже мечтать об этом не приходилось, беря в руки гитару, я понимал, что это хобби, не более. Профессионально занимаясь музыкой, можно было доиграться разве что до статуса музыканта какого-нибудь элитного ресторана, а это прямая дорога к алкоголизму и деградации, а такой вариант как-то не прельщал.

- А как дома относились к такому хобби?

- С пониманием, никто никогда мне никаких выговоров не делал. Если получается, то пусть уж лучше будет это увлечение, чем какое-нибудь пагубное пристрастие или пустое времяпрепровождение. Один раз только был довольно забавный случай. Летом 1997 года в Сыктывкаре проходил вечер, посвященный 55-летию Пола Маккартни. Музыканты собрались разные - и молодежь, и вполне солидные мужчины, все они пытались исполнять песни великой группы. Репортаж с этого концерта делало наше местное телевидение. И в сюжете показали небольшой кусочек, где я на гитаре играю. Помню потом недоумевающий взгляд отца, он мне ничего, конечно, не сказал, но было заметно, что увидеть меня в такой компании он не ожидал. Сыном-то гордился, доктор медицинских наук, а тут попал на такое мероприятие да еще и на гитаре играл "по телевизору".

- Раз уж заговорили о ваших научных достижениях, расскажите, как вам удавалось совмещать серьезную научную деятельность и музыку?

- Как-то ухитрялся по вечерам понемножку играть, по выходным. Были периоды, когда приходилось откладывать в сторону инструмент и делать многомесячные перерывы. Где-то с начала 2001 года появилась возможность работать с аудиоредакторами, самому все наигрывать и сводить целые композиции, я этим делом увлекся, и это тоже как-то подзадоривало. Сейчас со временем проще стало, поскольку серьезно медициной я больше не занимаюсь, с гитарой могу работать гораздо больше, чем раньше.

- Расскажите о группе, в которой вы сейчас играете?

- Рок-группу "Своя компания" организовал в начале лета 2008 года ее лидер, вокалист, автор музыки и слов практически всех исполняемых песен Станислав Клименок ("Клим"). Изначально бэнд назывался Old Blues Route, позднее был переименован в Old Blues Way, что в переводе с английского означает "Старые корни блюза" и "Старым блюзовым путем", соответственно. В 2012 году Станислав переосмыслил творчество коллектива и решил дать группе русскоязычное название, так и появилась "Своя компания".

- Почему решили отказать от англоязычного названия?

- А зачем оно нам? В основном мы играем песни, которые пишет Стас, они на русском языке. Иметь в таком случае иностранное название просто нелогично. Кроме того, слово "блюз" в первоначальных вариациях существенно сужало жанровые характеристики, а замыкаться только на одном стиле у нас в планах не было.

- В каких направлениях планировали творить?

- Наша главная задача - максимально разнообразить музыку, мы экспериментируем с такими стилями, как блюз, ритм-энд-блюз, блюз-рок, кантри, кантри-блюз, рокабилли. Во второй половине 2012 года у нас работали клавишник и саксофонист. Проанализировав наше творчество, мы пришли к выводу, что зачастую мы играли то, что, по сути, блюзом и не является. Именно тогда мы и решили, что пора "возвращаться домой" и серьезно пересмотреть звучание бэнда. Все элементы, не свойственные блюзу и другим родственным ему стилям, из музыки группы были устранены.

- Если говорить о музыкальных экспериментах, что конкретно делаете в этом направлении?

- Главная особенность блюза в том, что он очень хорошо гибридизируется с разными направлениями. Я вот слышал очень интересную вариацию, когда блюз был совмещен с сибирской музыкой, горловым пением и варганом. Американец один ездил по миру и заехал куда-то в Саяны, где познакомился с хакасским шаманом, и у них такой вот творческий союз образовался, они даже компакт-диск записали. Подобными вещами много кто из популярных исполнителей занимался. Гарри Манкс, канадец, например, умудрился совместить блюз и традиционную индийскую ситарную музыку, результат получился потрясающий. "Своя компания", конечно, такими оригинальными решениями пока похвастать не может. Наши эксперименты все-таки больше по части гитарного звука. На меня, как на гитариста, возложена серьезная задача сделать своеобразный и, главное, узнаваемый звук. Так, я не всегда играю в блюзовой манере, зачастую использую приемы из других стилей, в частности прогрессив-рока, но ими стараюсь не злоупотреблять, дабы музыку не усложнить и не затруднить ее восприятие.

- Вы тесно вращаетесь в музыкальных кругах, что, по-вашему, поменялось в рок-тусовке со времен вашей молодости?

- Особенно ничего не поменялось, энтузиазм и запал все те же. Сейчас возможностей стало больше, в основной своей массе музыкальные проблемы решаются деньгами. Я говорю о доступности инструментов и оборудования, купить сейчас можно все что угодно. Во времена моей молодости такого не было. Ключевая установка того периода - "доставать", найти инструменты и музыкальные записи было очень непросто. Информация об исполнителях и их произведениях сейчас в открытом доступе, а в Советском Союзе почти все было через радио. Страны Восточной Европы, входившие в так называемый "соцлагерь", довольно сильно болели этой рок-заразой и через их радиовещание музыкальные новинки доходили и до наших приемников - радиостанции союзников по Варшавскому договору советским идеологам глушить было как-то нехорошо.

- С молодыми исполнителями общий язык находите?

- Конечно, я прекрасно общаюсь с музыкантами всех возрастов, тем более что в Сыктывкаре рок-тусовка не велика и почти все друг друга знают. Себя я, в силу возрастных особенностей, называю "палео-рокер". Много моих товарищей уже ушли в мир иной, народу остается все меньше и меньше, в какой-то степени себя я ощущаю "последним из могикан".

- Вернемся к музыке. О выпуске альбома не задумывались?

- Эта идея уже давно завладела нашими умами, но здесь все упирается в финансы. Запись в студии -удовольствие не из дешевых, пока такой возможности нет, но со временем, думаю, и до полноценной студийной работы доберемся.

- Зарабатывать музыкой на музыку не пробовали?

- В России зарабатывать на блюзе перспектива весьма и весьма сомнительная. Широкой аудиторией эта музыка не востребована. К великому сожалению, в нашей стране правят бал гламурная попса и экстремальные стили тяжелой музыки. Вспомним тот же "Автограф" - отечественная прогрессив-группа, в состав которой входили замечательные образованные музыканты высочайшего уровня. Долго этот коллектив не просуществовал - распались, выпустив два альбома. А все потому, что на ментальном уровне эта музыка у нас не воспринимается. С блюзом похожая ситуация. Есть такое выражение, не помню, к сожалению, кто автор: "Говорят, что блюз играют хорошие музыканты, когда они пребывают в плохом настроении", - думаю этим все сказано.

- К вопросу о ментальности. Бытует мнение, что рок-музыкант - это человек ограниченный и недалекий. Вы на собственном примере доказываете обратное. Что это - исключение из правил или ложные стереотипы?

- Я убежден, что все это глупый миф. Ограниченные, недалекие и бездарные люди просто не способны делать такую музыку. Божья искра есть в каждом из этих людей, взять, например, наших Шевчука или Макаревича с Гребенщиковым, они пишут очень приличные стихи, это талантливые люди с разносторонними дарованиями, очень интересные собеседники. Негативное отношение к рок-музыке - это постсоветский шлейф. Власть эту музыку не любила и при случае пыталась смаковать разные эпизоды или происшествия, связанные с алкоголем, наркотиками и другими скандалами, но ведь это не показатель. На мой взгляд, заострять внимание на таких вещах не стоит.

*** Группа "Своя компания" выступит в хаб-кофейне "Melody house" 1 февраля, начало выступления в 18.00, стоимость билета составит 250 рублей. Количество мест в хабе ограничено, лучше забронировать себе место или столик заранее по телефону: 8-904-222-61-61.