Ведущий: Пожалуйста, еще вопросы…
Елена Шелест, "Комсомольская Правда в Коми": В годы реформ республике удалось избежать крупных социальных потрясений, межнациональных конфликтов. В каких направлениях будет осуществляться национальная политика Правительства республики в ближайшие годы?
Спиридонов Ю.А.: Главное - уважать в человеке всю его родословную, в том числе его национальность. Национальный вопрос, вы знаете, для тех, кто пришел на час, для факиров на час, - это хорошее оружие провокации, различных конфликтов... Неуважение человека к человеку на базе межнациональных или, наоборот, выпячивание своей национальной особенности. Национальный вопрос - это нежнейший такой организм или инструмент, который нельзя хватать даже руками, а лишь чуть-чуть дотрагиваться. Тогда он будет звучать хорошо и гармонично. Во многом то, что мы не стали с самых первых дней так называемой перестройки не выпячивать, не зажимать, истинной гордости за то, что я принадлежу к русским, коми, украинцам, казахам… Это мое, и во мне это надо уважать. Но, наверно, это и получилось.
Очень много было у нас разных течений, колебаний. Полувожди появляться начали. Но большую такую консолидирующую роль сыграло и то, что мы очень уважительно отнеслись к коренному народу - вся республика. И Конституцию приняли. Это уникальный случай, когда общественная организация в виде съезда коми народа имеет право законодательной инициативы. И никакая другая общественная организация не стала на этом деле спекулировать или предъявлять какие-то свои претензии, с пониманием отнесясь к этому. И съезд коми народа тоже такую консолидирующую роль сыграл, относясь уважительно не только к развитию коми этноса, но и ко всем национальностям, которые проживают на территории нашей республики.
И мы акценты делаем сегодня на то, что в не зависимости от нас человек должен быть уважаем, уважаем за свой труд, за свое отношение к другим людям. Потому что, если вот село упоминали, взяли село, на одной улице живут различные национальности, живут в одном социальном срезе, нам всем трудно, и выживем только все вместе. Так что в этом плане и будем развивать государство, сотрудничать со всеми общественными организациями.
Мы поддерживаем культурную автономию. Вы знаете, у нас сегодня в республике культурно-автономных образований более сотни - значительно больше, чем самих национальностей. Это связано с географией, с местами компактного проживания, и так далее. Кстати, и с активностью тех, кто вспоминает о своих родителях, о своих родственных связях. Поэтому и дальше будем с ними сотрудничать.
Правительство, учитывая важность коми народа, после каждого его съезда не остается равнодушным и к другим инициативам общественных объединений. По итогам каждого съезда правительство принимает постановление. Мы включаем в программу правительства, что нам общественность подсказала, что в этом направлении нужно что-то сделать. Иногда это конкретные проекты, иногда это программные предложения, которые потом становятся элементом политики правительства республики. Это нам всем помогает жить в мире и дружбе. И я думаю, дальше будет также, потому что так нам оставили и завещали нашу республику наши отцы и деды. Вот это надо сохранить.
Ведущий: Спасибо, Юрий Алексеевич. Как я говорил, у нас на связи Санкт-Петербург и я хотел бы передать слово Анне Столбовой, руководителю пресс-центра Санкт-Петербургского бюро ИТАР ТАСС. Как Вы нас слышите, Анна? Добрый день.
Столбова А.С.: Добрый день, мы вас слышим. Слышите ли Вы нас?
Ведущий: Да, можно задавать вопрос, мы Вас слышим.
ИТАР-ТАСС: Юрий Алексеевич, Республика Коми богата минерально-сырьевыми и другими природными ресурсами - уголь, лес, нефть, бокситы. В настоящее время идет их интенсивное освоение. Но многие из этих ресурсов конечны и принадлежат не только нам, но и нашим детям. Это поняли на Аляске, когда там началось освоение нефтяных месторождений, и создали "Фонд будущих поколений", куда отчисляются определенные средства от сегодняшних "нефтяных" денег. Существует ли что-то подобное в Коми?
Спиридонов Ю.А.: Во-первых, добрый день, спасибо за вопрос. Вопрос интересный, а вот реализация этого вопроса - довольно сложный процесс. И не только дело в данном случае в республике, а в целом в системе, - чтобы действовало что-то подобное фонду на Аляске, в России еще не создано. Но мы работаем в этом плане, работаем. Что мы сейчас имеем в виду? Фонд будущих поколений, так как уже в конченом своем результате на Аляске, - во-первых, там вахтовый способ освоения нефтяных месторождений, и создан он в основном на базе рядом расположенных месторождений. Все на вахте. Поэтому там четко есть коренное население, которое проживает непосредственно там, и привозное, рабочее. Ну, вот скажем, как у нас в Ямбурге или в Западной Сибири. И такой фонд существует для тех, кто родился из местных коренных. Им удается вплоть до того, что он сразу имеет акции различных структур. На базе отчислений, которые идут от минерально-сырьевой базы, за эксплуатацию минерально-сырьевых ресурсов созданы финансово-хозяйственные структуры, которые занимаются различной деятельностью: снабжением продовольствием, обязательным трудоустройством на неквалифицированную работу только местного населения, чтобы не возить туда их вахтой и так далее. На этом зарабатывают приличные деньги, и фонд пополняется.
Мы сейчас вместе с Российской Академией Наук, в которой для этого дела нашли союзников и понимание, разрабатываем саму модель этого фонда или конструкцию фонда. Но параллельно для того, чтобы работать на будущее поколение, мы создали фонд поддержки топливно-энергетического комплекса, в который все-таки отчисляем часть средств за эксплуатацию наших природных ресурсов. И этот фонд сегодня участвует в проектах больше не по топливно-энергетическому комплексу, а в проектах обучения молодежи, проектах строительства, реконструкции и техперевооружения отраслей, которые вечны. Сельское хозяйство - это вечно. Лес - это вечно, это неиссякаемый ресурс. И часть средств направляем как раз туда для того, чтобы на будущее менять потихоньку структуру экономики, когда мы смело могли бы смотреть в будущее, не боясь посылки Вашего вопроса, что минерально-сырьевые ресурсы - это конечно. Работаем пока вот в таком плане и в таком ключе. Но это дело недалекого будущего. Я иногда люблю говорить, если нам мешать не будут, то это дело ближайших лет. Если мешать будут, то не знаю. Мы регион - донор. Вы знаете, как у нас в России повелось - кто работает, на том и пашут. Поэтому регионы-доноры не только наша республика сегодня в ряду регионов, находящихся под экономическим прессингом. Вот это я имел в виду, когда говорил, мешает, не мешает. Но мы занимаемся этим предметно и конкретно. И рано или поздно у нас, я думаю, будет, только не как на Аляске, а как в России, вернее, как в Коми, так скажем. /следует/