Повышение заработной платы должно сопровождаться переходом на эффективные контракты с работниками.
Такая информация была озвучена на совместном заседании комиссии Общественной палаты РК по социальному развитию и Общественного совета Министерства образования РК на тему: "Социальные эффекты повышения заработной платы учителей".
Участие в заседании приняли представители министерства образования Коми, министерства экономического развития, министерства финансов, управлений образования администраций Усть-Куломского, Корткеросского, Сыктывдинского районов, Сыктывкара, профсоюза работников народного образования и науки РФ, члены и эксперты ОП РК, директора школ и др.
По словам первого замминистра образования РК Дмитрия Беляева, задача по повышению заработной платы педагогических работников была определена Владимиром Путиным в рамках указа № 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики", как первоочередная. Заработная плата педагогических работников дошкольных образовательных учреждений в 2013 году должна быть доведена до средней заработной платы в общем образовании – по оценке этот показатель составит по итогам 2013 года 29 220 рублей.
К 2018 году заработная плата преподавателей высшего профобразования поэтапно должна быть доведена до 200% средней заработной платы по республике, до средней заработной платы по республике в 2018 году должен быть доведен уровень средней зарплаты остальных педагогов учреждений образования и преподавателей начального и среднего профобразования.
По словам Дмитрия Беляева, значительный рост окладов за наличие квалификационной категории способствует стимулированию педагогических работников к повышению уровня компетенций, и, соответственно, повышению качества оказываемых услуг в учреждениях образования.
"Кроме того, повышение заработной платы должно сопровождаться переходом на эффективные контракты с работниками, то есть специалисты должны стимулироваться за результат своей работы", - подчеркнул он.
Одной из проблем, как отметил Д. Беляев, стало формирование категорийной дифференциации в уровне заработной платы между педагогическими работниками, которым ее повысили, руководителями учреждений образования и непедагогическим составом школ и детских садов, которых повышение изначально не коснулось.
Поэтому с 1 июля 2013 года учредители самостоятельно определяют размеры должностных окладов руководителей учреждений образования. В среднем оплата их труда увеличилась в октябре к уровню предыдущего периода на 5,5%.
Одновременно с новыми окладами для руководителей государственных учреждений образования введены новые критерии оценки интенсивности и качества работы. В числе основных критериев оценки – показатели качества финансового менеджмента, отсутствие предписаний со стороны надзорных органов, информационная открытость учреждений.
В 2014 году предстоит работа по дальнейшей оптимизации деятельности учреждений образования, доработка показателей эффективности работы подведомственных учреждений и их руководителей, формирование независимой системы оценки качества работы учреждений, включающей введение публичных рейтингов их деятельности, обеспечение перехода на "эффективные контракты" с работниками учреждений образования.
Решения о сроках и размерах повышения уровня оплаты труда отдельных категорий работников в 2014 году на данный момент не приняты. Динамика повышения будет определяться ростом индикативных значений в 2014 году, а также ростом среднего уровня оплаты труда в республике.
По мнению Д. Беляева, социальные эффекты повышения заработной платы учителей – это самый сложный для оценки показатель и увидеть его можно будет увидеть не раньше июля 2014 года. По этому критерию оценивать ситуацию нужно в комплексе, считает замминистра: должен комфортно чувствовать себя ученик, учитель должен качественно оказывать образовательную услугу, родители не должны покупать учебники и т.д. "Все эти критерии позволят оценить удовлетворенность населения от качества образовательных услуг на фоне повышения заработной платы в отрасли", - резюмировал Д. Беляев.