Общественники Коми сегодня, 3 декабря, обсуждали организацию пригородного железнодорожного сообщения в регионе.
В заседании круглого стола в Общественной палате РК, проходившем под председательством заместителя председателя ОП Романа Койдана, кроме членов палаты, принимали участие начальник Северной региональной службы развития пассажирских сообщений и предоставления доступа к инфраструктуре Сергей Пастернак и первый заместитель гендиректора ОАО "Северная пригородная пассажирская компания" Андрей Шеленков, представители администрации Усть-Вымского района, Сыктывкара, Эжвы, председатель Федерации профсоюзов РК Людмила Ляшенкова, заместитель председателя "Дорпрофжел" на Северной железной дороге по Сосногорскому региону Юрий Голубов, общественные эксперты.
Эксперт ОП РК Артур Павлов представил исследования качества предоставления пригородных железнодорожных услуг населению Коми в сравнении с Ярославской и Архангельской областями. В частности, по его словам в 2012 году по территории Архангельской области курсировал 61 пригородный поезд, в Ярославской — более 70, в Коми — только 18 поездов, при этом только столица республики не имеет сегодня пригородных поездов. Представил А. Павлов и размеры себестоимости пригородного поезда. Так, в Ярославской области себестоимость одного пригородного поезда составила 1,26 миллиона рублей, в Архангельской — 1,63 миллиона, в Коми — 4,11 миллиона рублей.
"Исследования показали, что на территории нашего региона на 77% железнодорожных линий пригородные поезда отсутствуют, и в результате каждый пассажир, который желает проехать на поезде, оплачивает билеты по более высокому тарифу в общем вагоне пассажирского поезда. Переплата составляет от 44 до 174 рублей с каждого пассажира, - рассказал А. Павлов. — Проведенный нами анализ показал, что экономичных пригородных поездов в Коми нет, поэтому в области пригородного ж/д обслуживании население республики находится в кратном экономически невыгодном положении по сравнению с другими регионами".
Эксперт также представил свой авторский проект "SMS-LINE" по созданию альтернативной пригородной республиканской железнодорожной компании, аналогичной созданной компании по развитию авиасообщений "Комиавиатранс".
Проект разработан по заказу Общественной палаты РК.
"Для того, чтобы запустить эту компанию, нужен первоначальный капитал в 10 миллионов рублей. Основная наша цель — обеспечить население республики качественными пригородными поездами по доступным экономически обоснованным тарифам", - заявил эксперт.
Согласно проекту, пригородное сообщение должно осуществляться рельсовым поездом РА-2, который уже 14 лет эксплуатируется на просторах России.
При этом, топлива расходуется в 10 раз меньше, чем на обычных локомотивах, экономия с поезда в год составит восемь миллионов.
"Мы сегодня, естественно, не можем охватить пригородными перевозками всю республику, но хотели бы запустить проект на конкурентном маршруте Сыктывкар-Микунь", - рассказал автор проекта.
Представители железной дороги скептически отнеслись к представленному проекту. Так, по словам Сергея Пастернака, рельсовый автобус РА-2 не подходит для климата Республики Коми. Попытка внедрить такие поезда была уже предпринята в Архангельской области, но в дальнейшем компания приняла решение перебросить их на более южные направления. Сомневается С. Пастернак и в экономической выгоде от реализации проекта, так как инфраструктура остается прежней, цены на ее аренду не поменяются, при этом могут возникнуть сложности при обслуживании этих поездов.
И вообще, по мнению железнодорожника, во всем мире пригородные перевозки являются экономически невыгодными, какие бы современные технологии не использовались.