Новости Республики Коми | Комиинформ

Валентина Судакова: "Мы хотим поехать туда, где театра оперы и балета нет"

Валентина Судакова: "Мы хотим поехать туда, где театра оперы и балета нет"
Валентина Судакова: "Мы хотим поехать туда, где театра оперы и балета нет"
logo
На днях труппа республиканского театра оперы и балета вернулась с масштабных гастролей в рамках проекта "Мосты дружбы". Осуществленные в рамках федеральной программы поддержки гастрольной деятельности театров, а также на средства гранта главы Коми, они охватили Йошкар-Олу (Марий Эл), Саранск (Мордовия) и Чебоксары (Чувашия). О результатах проекта и дальнейших планах театра порталу "Куда идти" рассказала директор театра Валентина Судакова.

- Валентина Ивановна, расскажите о "Мостах дружбы". Как появилась идея этого проекта?

- Мы хотели создать масштабный проект, включить в него сразу несколько регионов, тем более, что межрегиональное сотрудничество является приоритетным в культурной политике нашей республики. Мы посчитали, что такой мощный проект, объединяющий театры, будет полезен всем нам.

- А как вы формировали гастрольный репертуар?

- Мы хотели показать все жанры, которые есть в нашем репертуаре: оперу, балет, детские спектакли. Для детей мы выбрали "Приключения Чиполлино", для взрослых – оперный спектакль "Черное домино" и проект, пользующийся огромной популярностью среди взрослых и молодежи и поддержанный грантом главы, - "Танцы PRO…".

- Какое место занимает гастрольная деятельность в работе театра?

- Гастрольная деятельность занимает важное место в творческой работе любого театра. Если говорить о гастролях 10-15-летней давности, без них не жил ни один театр. Они длились месяцами. К примеру, наш театр выезжал в другие регионы: на Кавказ, Среднюю Азию. Это было доступно, возможно и необходимо. Однако сейчас гастроли стали экономически невыгодны, требуется финансовая поддержка государства для их проведения. Поэтому мы приняли участие в федеральной программе поддержки гастрольной деятельности российских театров, наша заявка прошла конкурсный отбор. При формировании проекта мы сами определили маршрут, сами выбрали участников, репертуар.

PV4BvSDZmHI(1)_599x337.jpg

- Как театр готовился к гастролям?

- Процесс подготовки к таким большим гастролям очень сложен. Получение средств – это еще не решение проблемы - это же отдаленные территории, где надо было проводить работу по организации зрителя. Каждый театр имеет свой репертуар, и заниматься параллельно проектами другого театра обычно ему некогда. Поэтому мы подошли к этому очень ответственно и четко продумали логистику гастролей, технические райдеры, которые мы посылали в театры, решили вопросы с гостиницами и транспортом.

Кроме того, мы связалась с органами исполнительной власти на местах – Министерствами культуры - и попросили их содействия. В Марий Эл мы были уже четвертый раз. Министр культуры Михаил Васютин, выступая на сцене театра, сказал, что это была, своего рода, культурная экспансия Коми в октябре: сначала там были наши прикладники, потом - филармония, а затем мы. Между нашими театрами сложились действительно очень хорошие отношения, и мы бы хотели принять участие в открытии нового здания театра в Йошкар-Оле, намеченном на весну следующего года.

q3pOOmEJz20_599x337.jpg

- Как наших артистов принимала публика?

- Сегодня в театрально-концертной сфере предложение опережает спрос: города просто пестрят афишами коллективов, которые приезжают на гастроли. Приезжают и эстрадные, и народные, и профессиональные коллективы – такое обилие, что зритель просто не знает, куда ему податься. Мы очень рады, что на наших спектаклях были полные залы. В каждом городе, безусловно, есть зритель-поклонник театрального искусства, которому интересно посмотреть не только спектакли своего театра, но и спектакли театров других регионов.

В Йошкар-Оле я посетила все наши спектакли, очень внимательно наблюдала за реакцией зрителя. Вы знаете, люди аплодировали стоя. Очень восторженные отзывы были о спектакле "Приключения Чиполлино", а ведь детей не обмануть: или им интересно происходящее на сцене, или нет. Это видно сразу.

А "Танцы PRO…" и вовсе произвели впечатление взрывного проекта, энергетика этого спектакля никого не оставила равнодушным.

x1TFCtGejZ4_599x337.jpg

- Как вы считаете, какой из городов встретил наших артистов теплее всего?

- Самый благодарный зритель был в Йошкар-Оле. Мне кажется, там есть тот зритель, который нас знает, и поэтому идет именно на наши спектакли.

- Когда сыктывкарской публике ждать ответных гастролей наших соседей?

- В рамках проекта "Мосты дружбы" в Сыктывкаре уже состоялись гастроли марийского и чувашского театров оперы и балета. Марийский театр в конце апреля показал на нашей сцене балет "Эсмеральда". Чувашский представил авторские балетные работы "Лолита", "Нунча" и "Вальпургиева ночь".

Марий Эл приедет еще раз в Сыктывкар весной, Саранск пока не получил финансовую поддержку – скорее всего, они выступят у нас в следующем году.

- Какова дальнейшая судьба "Мостов дружбы"? Претерпит ли проект изменения или останется в начальном виде?

- Скорее всего, он несколько трансформируется. Мы сегодня думаем не только о том, чтобы приезжать в города, имеющие свои театры. Мы хотим поехать туда, где театра оперы и балета нет. Сейчас мы ведем переговоры с одной из авиакомпаний, которая выступит спонсором, но это все будет уже в 2015 году.

Мы подали заявку на проект "Опера на 67 параллели", который планируется реализовать в 2014 году и приурочить к 70-летию Воркуты. Это будут длительные гастроли, в рамках которых воркутинцы увидят спектакли всех жанров, которые есть в репертуаре театра.

Мы надеемся получить федеральные средства на реализацию этого проекта. Однако участие в федеральной программе предусматривает софинансирование из республиканского бюджета. Мы уже заручились поддержкой Министерства культуры Коми, и это очень отрадно. Это ощутимая поддержка для театра как финансовая, так и моральная.

Гастроли труппе просто необходимы – это возможность увидеть нового зрителя, увидеть новый регион, получить новые впечатления – это нужно для творческого роста и развития. Ведь когда актер выезжает на гастроли, он видит свою работу по-другому, относится к себе более критично, потому что это новая сценическая площадка. Все это заставляет двигаться и развиваться дальше.

Беседовала Анастасия Маркова