Новости Республики Коми | Комиинформ

Владимир Сумароков: "Мы не пытались морализировать, а лишь констатировали известные нам факты"  

Владимир Сумароков: "Мы не пытались морализировать, а лишь констатировали известные нам факты"  
Владимир Сумароков: "Мы не пытались морализировать, а лишь констатировали известные нам факты"  
logo

Вышла в свет документально-публицистическая книга "Коми на переломе". Авторы - сыктывкарские журналисты Владимир Сумароков и Виталий Шахов -попытались реконструировать события девяностых. В беседе с корреспондентом "Комиинформа" соавтор и редактор книги Владимир Сумароков отметил, что "Коми на переломе" обращена к тем читателям, которые интересуются историей родной республики. Однако это не историческое исследование, а живой рассказ о людях и явлениях бурного времени.

— Владимир, у вашей книги кричащий подзаголовок — "Десять лет, которые потрясли республику". Перекличка с Джоном Ридом?

— Конечно. При этом напомню, что Рид все-таки имел в виду октябрьский переворот. А любая революция, в отличие от переворота, — это растянутый во времени процесс. Революцию нельзя измерять днями — только десятилетиями.

— В чем, на ваш взгляд, суть эпохи 90-х?

— В коренной ломке всего — общественных отношений, ценностей, нравов, человеческих судеб. С чем это сравнить? По масштабу — с гибелью Атлантиды. В девяностые погибла целая уникальная цивилизация — советская. И была разрушена великая "красная империя".

— Надо ли сегодня об этом жалеть?

— Жалеть — нет. Все империи, как известно, обречены. Это объективный процесс. Другое дело — ностальгия. Чувство иррациональное. Советский Союз — это ведь и моя "историческая родина", я там родился и вырос.

— Может, поэтому в вашей книге много негатива? В частности, скандальных историй, связанных с постсоветской приватизацией. Одна из глав так и называется — "Начальное разграбление капитала".

— Открытое похищение чужого имущества — это и есть грабеж. Другое дело, что в то время тотальный грабеж был узаконен самим государством. На примере нашей республики мы рассказываем о том, как за бесценок уходила республиканская собственность, как сколачивались фантастические состояния, возникали и лопались финансовые пирамиды. Но мы с соавтором не пытались морализировать по этому поводу, а лишь констатировали известные нам факты. Ведь революция — это всегда стихия. Можно ли считать безнравственным ураган, цунами или обвинять землетрясение в аморальности? Вот была такая известная песня: "Вихри враждебные веют над нами, темные силы нас злобно гнетут...". В этой песне — попытка осмыслить стихию. Когда происходит разлом общества, сознание людей мифологизируется. Они воспринимают великие потрясения как некий последний бой — схватку Добра со Злом. А на самом деле "темные силы", равно как и "светлые" — это мы сами, "жители" той или иной эпохи. Масштабные исторические события не подвластны злодеям-одиночкам и не умещаются в теории заговоров. Согласно Льву Толстому, это всегда результат усилий и проявление воль миллионов людей.

— Значит в революции 90-х нет правых и виноватых?

— Думаю, нет. Как не было их, например, в гражданскую войну. И красные, и белые — это же наши, родные, русские. Но — одержимые болезненной ненавистью друг к другу. И требуется много времени, чтобы понять — у каждого была своя правда. И вообще, с точки зрения истории, существует только один "честный человек" - это само время. А вот когда уже "вихри" улеглись, "враги" успокоились, можно и книжку написать.

— Многие теперь совсем успокоились — ушли из жизни. В том числе и некоторые персонажи книги "Коми на переломе".

— Увы. Причем умирают всегда, судя по газетным некрологам, исключительно хорошие люди, плохие живут вечно. Это, кстати, тоже один из парадоксов нашего мифологизированного сознания.