Социолог Полина Колозариди, научный руководитель Мастерской теории малых дел выступила в медиацентре им. Достоевского с презентацией "Интернет и местные сообщества".
Для интерпретации понятия "сообщество" в применении к современности можно обратиться к работам "Сообщество и общество" Фердинанда Тенниса, "Виртуальное сообщество" Говарда Рейнгольда и статьям о сетевом индивидуализме (networked individualism) Барри Уэллмэна.
Местным сообществом оказывается объединение живущих неподалеку (в одном районе или городе) людей для определенной цели. Использование интернета обеспечивает местным сообществам ряд преимуществ. В частности, интернет позволяет участникам сообщества: знакомиться, поддерживать связь, организовывать события, соблюдать идентичность как участника местного сообщества, зарабатывать деньги и т. д.
Примеры
Лектор привел пример сообщества в социальных сетях — объединение жителей района Хамовники в Facebook. Однако интернет-комьюнити как таковое не формирует местное сообщество: 600 участников — чересчур много для поддерживания постоянных связей друг с другом, благодаря которым и возникает местное сообщество. Больше 150 человек не способны поддерживать регулярные контакты. При этом фейсбук-группа синхронизирует события для большого количества людей, собирает их вместе, знакомит, укрепляет связи и выполняет мобилизационную функцию.
Другой пример — специализированный ресурс sosedi.ru, внутренняя социальная сеть для жителей одного дома или улицы. У сервиса нет определенной цели, поэтому в большей степени пользователи просто обмениваются тревожащей их информацией о происходящем в их муниципалитете.
Сообщество при других ресурсах — районные блоги "Большого города". Содержат много положительной информации о районах, которой с удовольствием делятся пользователи. В силу того, что это именно блоги, тон задают определенные люди. Синхронизирующий и мобилизационный эффекты отсутствуют.
Форумы при товариществах собственников — например, форум ТСЖ дома 123 на Ленинском проспекте. Допотопная платформа, бывшая популярной до эпохи Web 2.0 и социальных сетей. Пик создания форумов под гражданские нужды пришелся на середину нулевых, и теперь они могут составлять интерес разве что археологам медиа.
Волонтерские проекты, изначально создающиеся с целью мобилизации, — например, Йополис. Интерфейс ресурса предполагает непосредственное участие в городской жизни, а не просто, когда вы сидите в интернете и голосуете за те или иные проекты. При этом во сколько бы проектов совместными усилиями ни вложились участники, полноценное сообщество на базе такого ресурса может и не сформироваться. Скорее, возможно появление постоянной группы активистов, призывающих более пассивных пользователей к действию.
Активистские проекты — комьюнити по защите деревянной архитектуры Томска. Изначально это был дневник одного активиста, постепенно переросший в коллективный блог.
Хороший пример специализированного и наделенного идентичностью местного сообщества — Этнический Петербург. Некоммерческая инициатива, работающая над городской картой множества проектов в стиле new age: магазины экотоваров, центры йоги, сыроедческие кафе и прочие.
Тематические события, организованные в том числе с помощью интернета: прошедший этим летом в Москве Большой обед — "некоммерческая общественная акция, направленная на укрепление местных сообществ". Люди накрывали обед во дворе своего дома, приглашая соседей и возрождая тем самым дворовую традицию.
Выводы
Функции сообществ всегда строго ограничены. Там, где работает мобилизация (Йополис), в меньшей степени может происходить информирование (районные блоги) и наоборот; равно как и повседневное общение (Соседи.ру или комьюнити в соцсетях) не приобретает просто так черты гражданской активности.
Активисты не всегда, но часто могут быть ядром сообщества (при этом существуют сообщества и без явных лидеров).
Местное сообщество никогда не возникает онлайн. Возникновению интернет-комьюнити с крепкими связями и регулярными контактами всегда должна предшествовать офлайновая социальная база: общая территория, общие знакомства, общие тревоги.
Онлайн-инструменты позволяют переходить между разными стадиями и формами жизни офлайн-сообщества. Например, не останавливаться только на стадии приветствия ежедневно сталкивающихся на лестничной клетке соседей, но, увидев пост соседа на соответствующем сайте или в соцсети, познакомиться ближе, объединиться с ним по интересам или помочь чем-то. Онлайн-инструменты, таким образом, создают новое пространство отношений участников уже действующего или потенциального сообщества.
По материалам http://rusplt.ru