Спектаклем "Тартюф" по одноименному произведению Мольера завершились в Сыктывкаре гастроли Кировского государственного театра юного зрителя "Театр на Спасской".
Всего в столице Коми гости показали три постановки - "Кошкин дом" (для детей), "Мифы древней Греции" (для молодежи) и, собственно, "Тартюф" (для взрослых). Разделение на возрастные категории, конечно, условные, ведь никто не запрещал, например, взрослым идти на "Кошкин дом". Так, корреспондент "Комиинформа" сходил и на "Мифы", и на кировскую версию постановки шедевра Мольера.
Художественный руководитель "Театра на Спасской" Борис Павлович назвал "Мифы древней Греции" своей любимой постановкой, которая помогла ему лучше узнать артистов. По его же словам, они из хаоса сделали культуру. По сути же, театр сделал из хаоса сюжет.
Нет, сквозных персонажей, если не считать таковым Зевса, который местами просто упоминался, не было. Да и сам громовержец в спектакле, когда появлялся на сцене, был больше похож на недовольного пенсионера, не получившего пенсию. Куда более соответствовал описаниям мрачный Аид - владыка царства мертвых.
Спектакль затронул, пожалуй, самые известные мифы Древней Греции. Это и похищение Аидом Персефоны, и 12 подвигов Геракла. Геракл, к слову, также был похож больше не на супергероя, а на персонажа из комедии - неповоротливый, полноватый и много улыбающийся. От подвигов Геракла актеры перешли к истории Тесея, победившего Минотавра, а затем завершили постановку одним из самых печальных мифов - о Ясоне и золотом руне.
Свою цель - ознакомить людей с древнегреческими мифами - театр выполнил на "отлично". Ну, а те, кто эти мифы знал и раньше, просто освежили память.
Так же можно сказать и о постановке "Тартюфа". Изначально Мольер создавал свое произведение, дабы обличить проповедников, духовенство и тех, кто свято и глупо ему всецело верит. По словам Б. Павловича, замысел Мольера актуален и сегодня.
Пересказывать спектакль - значит, пересказать сюжет "Тартюфа", ведь тот же Б.Павлович заверил, что ставился спектакль именно "как написано". Но все же несколько моментов отметить надо.
Во-первых, это блестящая игра актеров, да и вообще мастерство всех людей, причастных к постановке. Во-вторых - публика. Уж столько ранее было замечаний к сыктывкарцам по поводу пресловутых включенных телефонов и ходьбы по залу во время спектакля, что казалось, до них не достучаться. Однако ж достучались - спектакль прошел при полной тишине, которая часто разрывалась то овациями, то массовым смехом. Награждали артистов и за длинные монологи, и за шутки друг на другом. Кульминационным же моментом стала сцена, в которой глава семьи понимает, что Тартюф никакой не проповедник, а обычный пройдоха, обманщик, который может лишить его всего, что нажито за долгие годы.
Благо, мудрый король, когда Тартюф приходит к нему с доносом, наказывает именно его, различив в нем старого шарлатана. Таким образом, спектакль оказался со счастливым концом. Впрочем, удивило не это, а финальный танец Тартюфа: он появился на сцене возле импровизированного креста и танцевал под "Personal Jesus" от "Depeche Modе".