Президентский Совет по правам человека (СПЧ) совместно с Общественной палатой инициируют масштабную реформу системы общественного контроля в России, сообщает "Коммерсант".
Как стало известно "Ъ", подготовленный в ОП и доработанный в СПЧ законопроект "Об основах общественного контроля" наделит правозащитников и инициативные группы граждан беспрецедентными правами по экспертизе и оценке деятельности госорганов и законодательной власти. Если проект будет принят, без предварительного одобрения общественными структурами не будет принят практически ни один значимый документ — от формирования бюджетов всех уровней до поправок к Конституции. В Госдуме, куда документ попадет еще до конца осенней сессии, оценивают перспективы его принятия как хорошие.
О необходимости принятия закона "Об основах общественного контроля", который обяжет все органы власти отчитываться о своей деятельности перед представителями гражданского общества, речь шла последние несколько лет. Но судьба законопроекта решилась только на встрече президента Владимира Путина с членами Совета по правам человека 4 сентября 2013 года. К тому времени СПЧ совместно с Общественной палатой подготовили документ и представили его президенту. Глава государства распорядился внести его до марта 2014 года в Госдуму.
Главная цель законопроекта — создать законодательную основу для деятельности многочисленных общественных организаций, контролирующих деятельность власти. Согласно документу, такой работой смогут заниматься федеральная или региональные общественные палаты, общественные советы при госорганах, общественные наблюдательные комиссии за местами принудительного содержания (ОНК), профсоюзные организации, а также попечительские советы при госучреждениях культуры, здравоохранения, пенсионных фондах и т. д. Все они в случае одобрения законопроекта получат, в частности, право принимать участие "в ежегодном отчете правительства о результате деятельности, участвовать в организации ежегодных отчетов перед законодательными органами региональных руководителей", а также выявлять нарушения законодательства и антикоррупционных стандартов в деятельности чиновников вместе с правоохранительными органами и судами.
Законопроектом впервые вводятся понятия, определяющие формы общественного контроля: правозащитники смогут проводить общественный мониторинг, общественные экспертизы, общественные слушания и общественные проверки-расследования. Документ обязывает чиновников рассматривать запросы, заключения и рекомендации, предложения и доклады, итоговые протоколы и другие заключения по итогам проведенных проверок, а также информировать общественные организации о планах деятельности. Кроме того, вводится понятие "обязательная общественная экспертиза". Ее, в частности, должны проходить проекты Конституции РФ, федеральные конституционные законы, региональные конституции и уставы и законы, которые вносят в них изменения. Помимо этого под обязательную экспертизу попадут законы о региональных и федеральном бюджетах, а также федеральные и региональные целевые программы и законы, которые регламентируют порядок формирования госорганов.
Нарушителей законодательства об общественном контроле предлагается наказывать "в соответствии с законодательством" РФ. Наказание, впрочем, только предстоит определить в случае одобрения законопроекта. При этом участие в общественном контроле не допускается в случае конфликта интересов, когда "возникает противоречие между личной заинтересованностью" контролера и интересов общественного контроля.
Председатель СПЧ Михаил Федотов пояснил "Ъ", что с введением системы общественного контроля все экспертизы, которые раньше проводили многочисленные общественные организации, получат правовой статус. "Это означает, что заключения смогут без проблем использоваться в суде или прокуратуре",— рассказал "Ъ" господин Федотов. Деятельность контролеров будет прозрачной: за ней можно будет наблюдать на специальном интернет-портале — электронном ресурсном центре общественного контроля (ЭРЦОК).
"Создание такой площадки законопроект также предполагает. Для каждой организации, которая вправе осуществлять общественный контроль, будет создан свой профиль для публикации собственных экспертиз и отчетов. Таким образом, создается правовая база для реализации концепции электронной демократии",— подчеркнул председатель СПЧ.
По словам одного из авторов законопроекта, члена Общественной палаты Иосифа Дискина, законопроект планируется внести в Госдуму до конца осенней сессии. Господин Дискин отмечает, что в текущем виде документ "рамочный и его еще предстоит подкрепить многочисленными подзаконными актами". "Предполагается внесение поправок в Гражданский, Водный и Лесной кодексы, другие законы РФ, которые регламентируют работу федеральных органов власти. Нам предстоит огромная работа",— заявил "Ъ" господин Дискин.
Сейчас обсуждение общественно значимых инициатив происходит на площадке "Открытого правительства" (курирует министр Михаил Абызов), которая позволяет отраслевым экспертам и правозащитникам контактировать с профильными чиновниками. "Этот закон не просто не противоречит работе "Открытого правительства", а полностью поддерживает и помогает ей. Поскольку суть "Открытого правительства" — в обеспечении общественного контроля на разных уровнях",— прокомментировал для "Ъ" инициативу Михаил Абызов. Как отметили в "Открытом правительстве", господин Абызов занимался концепцией этого закона и его продвижением еще будучи советником президента Дмитрия Медведева.
"Этим законом государство пытается хоть как-то урегулировать свои взаимоотношения с обществом,— заявил "Ъ" член СПЧ и исполнительный директор "Гринпис Россия" Сергей Цыпленков.— Но я сильно сомневаюсь в успехе, так как сама практика проведения общественных слушаний и экспертиз показывает, что эти инструменты в нашей стране нерабочие". Координатор движения "Архнадзор" Константин Михайлов считает закон "полудекоративным". "Мы пытались повлиять, например, на решения градостроительной комиссии, когда на совещания за закрытыми дверями не впускали ни журналистов, ни общественность. А об их решениях мы узнавали через год-два. И пока при принятии важных решений на 20 служащих из госструктур будет приходиться 3-4 общественника, ситуация не изменится",— уверен эксперт.
Глава комитет Госдумы по делам общественных объединений и религиозных организаций Ярослав Нилов (ЛДПР), напротив, уверен, что закон полезен: "У гражданского общества появятся дополнительные законодательные рычаги давления на власть". При этом депутат оценил перспективы прохождения законопроекта через Госдуму как хорошие.