Новости Республики Коми | Комиинформ

Антон Ткаченко: "Новые правила формирования бюджета  побуждают муниципалитеты пересчитать все - и дачи, и гаражи"   

Антон Ткаченко: "Новые правила формирования бюджета  побуждают муниципалитеты пересчитать все - и дачи, и гаражи"   
Антон Ткаченко: "Новые правила формирования бюджета  побуждают муниципалитеты пересчитать все - и дачи, и гаражи"   
logo

Что такое сплошная инвентаризация, зачем она нужна муниципалитетам, как дачникам удешевить услуги БТИ и что делать владельцам гаражей, чьи гаражно-строительные кооперативы де-юре перестали существовать? Об этом директор филиала ФГУП "Ростехинвентаризация" по РК Антон Ткаченко рассказал в интервью агентству "Комиинформ".

- Вы возглавляете филиал меньше года, поэтому все еще можете считаться человеком новым. Первый вопрос: какое хозяйство вы приняли?

- Я приступил к работе 3 декабря 2012-го, тогда как раз заканчивался переходный период. Дело в том, что в конце 2011 года между Республикой Коми и нашим предприятием было подписано соглашение об образовании на территории субъекта единой системы технического учета. То есть "Ростехинвентаризация" взяла на себя все обязательства республиканского БТИ вместе с ресурсами – человеческими и материальными. 2012-й был переходным. Та команда, которая здесь работала, свою задачу выполнила.

- Ваши клиенты – кто они?

- Основные наши клиенты – это столпы экономики: газовики, нефтяники, угольщики, связисты, подразделения РЖД. Отмечу, что "Ростехинвентаризация" является единственным партнером Министерства обороны и МВД. Эти федеральные структуры имеют объекты под определенным грифом, и только у нас есть разрешение на работу с ними.

- "Ростехинвентаризация" сейчас активно выходит в муниципалитеты. Для чего вы нужны друг другу?

- Считать ФГУП исключительно коммерческим предприятием, - неправильно. "Ростехинвентаризация", в первую очередь, - государственное предприятие с четко определенными целями и задачами.

Почему нам необходимо работать с муниципалитетами, а им - с нами? Потому что законодатель заблаговременно принял ряд нормативно-правовых актов, которые регламентируют дальнейшую финансово-хозяйственную деятельность муниципалитетов. А именно: с 2016 года налог на недвижимость и землю будет отдан в муниципалитеты, то есть они будут формировать бюджет исключительно с этих статей дохода. Следовательно, нужна сплошная инвентаризация имущества.

- Что это такое – сплошная инвентаризация?

- Муниципальная власть должна знать, что есть, скажем, в районе. Это касается недвижимого имущества – жилого и нежилого, земельных ресурсов. И должно быть понимание, что принадлежит муниципалитету, арендуется, а что уже в частной собственности. Без этого невозможно решить, как наполнять бюджет – за счет налоговых платежей, за счет арендных или реализуя недвижимость и землю.

- Сколько имущества уже описано – можете сказать хотя бы навскидку?

- Навскидку говорить не надо, цифра практически четкая. По данным Росстата, куда мы подаем сведения, в муниципалитетах описано от 40 до 50% имущества – как земельного, так и недвижимого. В передовиках сплошной инвентаризации – Усинск. Местная администрация планово подходит к существующей проблематике.

- А кто должен инициировать сплошную инвентаризацию? Муниципальная власть? Или каждый владелец строения должен обращаться к вам в индивидуальном порядке?

- Есть постановление правительства РФ о сплошной инвентаризации. В соответствии с этим документом субъект должен определить, на какие объекты у него есть права, и не носят ли они декларативный характер. То есть объект вроде бы республиканский, но его нельзя продать, сдать в аренду или даже просто содержать, то есть тратить на него средства, потому что нет соответствующих документов. То же самое по муниципалитетам.

Если мы говорим про частные физические или юридические лица, тут ситуация следующая. В Конституции написано: каждый гражданин должен платить налоги. Раз у тебя есть земля, недвижимость, они должны быть поставлены на учет и облагаться налогом...

- Ну, обязанности мы не очень-то любим. Кому охота добровольно регистрировать имущество, чтобы за него потом налоги платить?

- Законодатель предусмотрел механизм побуждения – он не очень гуманный, но очень действенный. Работа, правда, опять же ложиться на органы власти. Мы говорим о судебных тяжбах с недобросовестными налогоплательщиками и признании через суд незаконным возведение того или иного строения. Суд потребует в установленный срок получить необходимые документы и поставить объект на технический и налоговый учет, либо его придется сносить. В Коми, правда, правоприменительной практики этот механизм еще не получил.

- Суета, наверное, начнется ближе к 2016 году?

- Контрольный срок – конец 2014 года. То есть субъекты должны будут отчитаться федеральному центру, что сплошная инвентаризация завершена. 2015-й - переходный для налоговой службы. То есть в течение года все полученные данные будут загружаться в новую систему налогообложения. И с 2016-го, исходя из полномочий, которые передаются субъектам и муниципалитетам, будет рассчитываться налог и распределяться по уровням бюджетов.

- Муниципалитеты, наверняка, говорят, что денег на инвентаризацию у них нет. Услуги ваши не копеечные. Можно их как-то удешевить?

- Изначально в обязанностях органов государственной власти – вести учет имущества. Но последние 23 года новейшей истории страны практически ничего не делалось. Муниципалитеты и граждане не были озабочены этой проблемой. И когда сейчас встает вопрос об удешевлении услуги, с точки зрения мировой экономики, это, наверное, неправильно. Но мы все-таки понимаем, что задачу, поставленную правительством РФ, надо выполнить, поэтому разрабатываем предложения, которые снижают затраты на наши услуги.

Например, проект "Коллективная заявка". Он предполагает, что в отдаленных населенных пунктах, откуда проблематично добраться до райцентра и подать заявление, глава сельской администрации побуждает жителей консолидироваться и пригласить нашего специалиста для приема заявок. Здесь мы имеем двойную экономию: гражданин не тратит время и деньги, чтобы добраться до райцентра, с другой стороны, при исполнении таких заявок мы минимизируем расходы на передвижение и амортизацию. Это позволяет удешевить наши услуги на 20-30%.

- А дачники могут подать коллективную заявку – на межевание, например?

- Что касается дачников. Они должны отмежевать свои земельные участки, поставить на кадастровый учет, получить на них право в Росреестре, затем информация будет передана в налоговую для начисления налога. Это неохваченный пласт тех средств, которые может получать бюджет.

Но тут скрыто и другое. При недолжном оформлении своих участков дачное общество в дальнейшем имеет теоретическую возможность лишиться права на земли.

- Если я не ослышалась, и дачные участки не охвачены инвентаризацией? Мне казалось, дачники – люди дисциплинированные и дорожат своим клочком земли…

- В основном не охвачены. Но если в дачных товариществах, где можно строить капитальные дома, понимают, что для этого нужно документы в порядок приводить, то в садово-огороднических, где разрешено возводить только временные постройки для хранения инвентаря, ситуация принципиально отличается. Когда-то они регистрировались "не сдуру", это было продиктовано духом времени. Это раз. Во-вторых, дачная земля обладает более высоким налоговым положением, нежели садово-огородническая. Каждому – по кошельку.

Еще один неохваченный пласт – гаражные общества. В 2006 году была перерегистрация юридических лиц в налоговой службе, и многие гаражно-строительные кооперативы прекратили свое существование де-юре. Нет председателя, многие документы не оформлены в должном порядке. Сознательные граждане в частном порядке пытаются все-таки узаконить свое право на гараж. Но если комплекс в целом не поставлен на техучет, то мы не можем поставить на учет отдельный гараж.

- И что делать?

- До недавнего времени люди действовали через суды, таким образом у нас было основание делать техническую документацию. Сейчас собственники гаражей должны организоваться, за свой счет поставить комплекс на учет, и только после этого каждый свой гараж и землю под ним будет оформлять в собственность. Муниципалитеты и общественные организации не должны оставлять людей с этой проблемой один на один, потому что они оказались заложниками ситуации.

- У "Ростехинвентаризации" появилось новое направление деятельности – энергоаудит. А это вам зачем?

- Решение взяться за оказание этой услуги продиктовано федеральными законами об энергосбережении. К концу 2012 года все органы власти должны были оформить энергопаспорта на свои объекты недвижимости. С какой целью? Чтобы понять, как минимизировать расходы на коммунальные услуги. В приложении к энергопаспорту - в энергоотчете - указаны расходы на воду, электричество, тепло, газ. Дальше собственник недвижимости решает, на чем ему экономить. А мы предлагаем "энергосервис" - то есть комплексный подход к минимизации расходов. Необходимо заменить лампы на энергосберегающие, утеплить фасад, поменять батареи, окна и кровлю, установить счетчики? Пожалуйста!

- И в заключение, если позволите, о личном. Вы все-таки человек неместный, приехали к нам из Калининграда. Обжились уже?

- Я окончил военное училище, служба в армии была в различных регионах, поэтому мне не привыкать менять место дислокации и выполнять задачу, которую поставило руководство.

Если мы говорим о нашей республике, да, я в целом ее уже знаю. Практически со всеми должностными лицами лично повстречался и могу констатировать: есть конструктивный диалог с органами власти. Могу говорить о том, что есть товарищи близкие по духу, я думаю, что и друзья уже появились. Коммуникабельность и желание адаптироваться – от этого много зависит.

Беседовала Елена Мезенцева