Война наркотиков уже у вас дома. Она в вашем подъезде, где сосед в майке-вайфбитере гоняет курящую шпану. Ее лозунги — не только привычное "нет наркотикам", но и "соли, миксы, телефон". Ее бойцы вербуют агентов, ведут боевые действия и не гнушаются ничем, особенно властью. Если вы занимаете жесткую позицию в отношении наркотиков, вы тоже на этой войне.
Никакой "войны против наркотиков" не существует. Это война рынков. Война наркотиков легальных (официально, а не тех, что в интернете), облагаемых налогами и акцизами, против нелегальных. И дело даже не в том, что нелегальные наркотики сложно легализовать — как показывает опыт, не так уж и сложно. Просто всё время что-то мешает: то не до них, то у свояка винзавод (нехорошо получится), то общество не готово из-за того, что ему годами втирали про "наркотики — смерть".
Легальные наркотики — это не столько популярные research chemicals из бесконечных семейств "спайсов" и "солей", сколько всем нам привычные табак и алкоголь, вызывающие сильнейшее привыкание. Несмотря на то, что некоторая часть людей не выдерживает естественного отбора и прямо или косвенно гибнет от их употребления, мы научились с этим жить. Для того, чтобы понять бессмысленность борьбы с алкоголем, понадобились годы сухих законов, спровоцировавшие рост преступности, цен и падение качества — но не потребления.
Несмотря на все жертвы, возлагаемые на алтарь Бахуса (на минуточку, 2,5 миллиона человек ежегодно по данным ВОЗ), человечество не погибло. Наоборот, оно продолжает увеличиваться катастрофическими темпами, и даже пропаганда гомосексуализма, которой так боятся в нашей стране, вряд ли как-то поможет сдержать демографическое цунами.
В мире и в каждой отдельной стране всегда есть проблема, более значимая и насущная, чем борьба с наркоманами (немногие удосуживаются на что-то более комплексное). Но ветряная мельница наркомании замечательна по той же причине, по которой у нас не делают хороших дорог: этим можно заниматься бесконечно. Пилить бюджеты, торговать ворованным конфискатом, крышевать торговлю, брать откупы от наркоманов и их родителей и так далее. Цыганские дворцы, выстроенные на грязном героине, высятся до небес. Но в тюрьму садится коммерсант, торгующий специями — потому что в маке есть доля процента соломки (но есть же!), а по закону смесь с веществом приравнивается к веществу независимо от ничтожности его доли. Зато какие показатели — мешки "опиума"!
Почему-то принято считать, что если бы не было наркотиков, сегодняшние наркоманы были бы чемпионами, стахановцами и просто полезными членами общества — а не алкоголиками, например. Наркоборцы размахивают ужасающими фотографиями полуразложившихся жертв "крокодила", забывая, что это их собственные творения. "Крокодил" — всего лишь опиатный суррогат, призванный не столько доставить кайф, сколько снять ломку. Его используют от безысходности те, кто не может достать героин из-за цены или просто его отсутствия на рынке. Это убийца рабочих районов, где дети отданы улице, и среди его жертв критически мало людей с высшим образованием.
Когда люди видят подобные картины, они сразу начинают проецировать их на себя. "Только не с моим сыном", — кричат они и война наркотиков поднимается новой волной при поддержке истеричных масс. Каким образом посадка в тюрьму как можно большего количества людей убережет их сына от интереса к наркотикам, не очень понятно даже им самим, но ощущение чего-то сделанного появляется. Объяснить детям, что с одним можно экспериментировать, а другого лучше не касаться, они не в состоянии просто потому, что сами в этом совершенно не разбираются. В их время ареал распространения этих веществ был очень узок, да и не до них было.
Но сейчас есть интернет. Если раньше о наркотиках и узнать-то ничего толком было нельзя, кроме как из однообразных плакатов "ОПАСНО", "Спид!", "Наркотики — смерть" в медпунктах, то теперь подробная информация о любом веществе легко доступна в сети. Однако раздобыть эти вещества оставалось непросто — обычно ограничивались тем, что можно было достать локально.
Неудивительно, что появление SilkRoad произвело такой фурор.
Это был своего рода "чёрный eBay", созданный в темном углу интернета — сети TOR, неподконтрольной какому-либо государству. В эту сеть невозможно попасть через обычный браузер без установки специального модуля, который будет посылать ваш трафик через множество компьютеров по всему миру, а их трафик — через вас, так что отследить конечного пользователя будет почти невозможно. В мире подпольной интернет-торговли анонимны даже деньги. Для расчетов на черном рынке вовсю используется биткойн, цифровая криптовалюта, в которой каждая "монетка" — это просто цепочка символов, которую невозможно привязать к какой-то конкретной транзакции.
На SilkRoad от выбора просто разбегались глаза: к началу октября этого года на сайте были представлены тысячи лотов с веществами всех сортов — от безобидной марихуаны и психоделиков до героина и крэка для самых конченых. Кроме того, там можно было приобрести фальшивые документы, инструкции по хаку банкоматов и левые кредитки, услуги по взлому сайтов и вирусы, и до какого-то времени — оружие и боеприпасы. Не продавали там разве что детское порно и рабов, впрочем, ресурсы данной тематики в TOR также присутствуют. На SilkRoad же основным товаром были наркотики.
За два с половиной года работы SilkRoad приобрел огромную популярность. На нем зарегистрировались почти миллион пользователей, львиная доля которых была из США; Россия занимала почетное восьмое место по их количеству. Сам SR, надо отметить, торговлей не занимался. Торговцы были такими же анонимными пользователями, отправлявшими свой товар клиентам по обычной почте, сайт же предоставлял им витрину и принимал оплату от клиентов, придерживая её до тех пор, пока клиент не подтвердит получение. На этом SR делал около 8% от оборота своих продавцов, и за время работы сайт заработал биткойнов на 80 миллионов долларов — точь-в-точь как знаменитый Хайзенберг из Breaking Bad. Общий же объём продаж перевалил за миллиард.
Сравнение тем более меткое благодаря тому, что владельцем сайта и его единственным администратором был некто Ужасный Пират Робертс (Dread Pirate Roberts) — тоже, между прочим, киношный персонаж. Убежденный либертарианец, он неоднократно заявлял о своих взглядах на свободный рынок и права личности. Свои убеждения ему удалось реализовать на деле: SilkRoad действительно стал воплощением свободного рынка, отвечающего на спрос и борющегося за клиента. Если раньше нужно было проводить в поисках нужных веществ недели, а то и месяцы, либо довольствоваться тем, что предлагают — то теперь страждущий мог не только найти то, что ему было нужно, но и выбрать из большого количества поставщиков. При этом система репутации позволяла тут же увидеть отзывы клиентов о данном товаре и сделать выводы, а в случае "кидка" со стороны продавца SR возвращал клиенту деньги. Качество продукта из-за конкуренции постоянно росло, а цена постепенно ползла вниз.
В какой-то момент некто предложил Робертсу большое количество кокаина по выгодной цене. Его мало заинтересовало предложение, но один из модераторов решил купить килограмм для пробы. Получив наркотики, он внезапно похитил крупную сумму биткойнов со счетов клиентов и сбежал. Взбешенный и напуганный тем, что он может выдать его полиции, Робертс связался с продавцом и поинтересовался, можно ли как-то решить вопрос. Условились на 80 тысячах долларов за сердечный разговор с окончательным завершением. Киллер подтвердил выполнение задания, и проблема исчезла из поля зрения.
Стоило Робертсу расслабиться, как он получил письмо от одного из торговцев с его же сайта. Тот требовал полмиллиона долларов, угрожая раскрыть данные большого количества продавцов и клиентов. Это повлекло бы огромный ущерб для ресурса, ведь анонимность и безопасность были его краеугольными камнями. Извиняясь за шантаж, парень объяснил, что крупно задолжал поставщикам. В переписке он согласился дать Робертсу их данные в надежде, что они смогут договориться.
Так и вышло, но под другим углом. Робертс без обиняков предложил поставщику убрать шантажиста, ведь ему были известны его имя и адрес. Договорившись на 150 тысяч, ударили по рукам, и скоро Ужасный Пират получил подтверждение, что дело сделано. Наконец можно было выдохнуть.
Робертс дал несколько интервью в прессе, в частности журналу Forbes, чтобы привлечь на SilkRoad еще больше людей. Но что-то не давало ему спать спокойно, и на всякий случай он заказал себе пачку фальшивых документов на собственном сайте — все на разное имя, но с его фотографией.
Этот пакет был перехвачен канадской таможней. Теперь у федералов на руках были необходимые для передачи дела в суд вещдоки. Вскоре после этого пользователи SilkRoad увидели вместо сайта заглушку с эмблемами FBI, Homeland Security и прочих, а в Сан-Франциско был задержан Росс Уильям Ульбрихт — вчерашний студент, идеалист и Ужасный Пират Робертс.
Ему предъявили обвинения в контрабанде наркотиков, хакинге, отмывании денег, покушении на убийство, подделке документов и многом другом. Всё это он, без сомнения, совершал, и в приговоре мы увидим трехзначное число лет, как принято в таких случаях. За сайтом следили уже с 2011 года, а в июле 2013-го властям удалось взломать его сервер и получить доступ ко всем данным. С тех пор с Россом играли в кошки-мышки.
Убийства, заказанные Ульбрихтом, от начала до конца были провокацией спецслужб, а все их участники — агентами ФБР и связанных организаций, кроме разве что неудавшегося наркобарона-модератора, которого взяли на той встрече, куда он пришёл за кокаином. Нет сомнений, что его раскрутили на показания и отправили по программе защиты свидетелей куда-нибудь в Вайоминг.
Необходимость провокаций на убийства вызывает, мягко говоря, сомнения. Доказательств для предъявления обвинений у властей было достаточно уже в тот момент, когда власти завладели сервером. Надо полагать, что это было игрой на общественное мнение, и ставка сыграла — "убийства" вызвали наибольший резонанс. Росс не был бандитом — он был студентом, и довольно наивным, если честно. Он даже не был высококлассным IT-специалистом: одной из первых зацепок, приведших к нему федералов, был адрес его электронной почты. Он оставил его в комментарии, когда раскручивал только что созданный SilkRoad и еще не верил всерьез в его успех. Глядя на технологии социальной инженерии, которые к нему применили агенты, создается впечатление, что они смогли бы спровоцировать его и на убийство ребенка, например.
Можно осуждать "торговцев смертью", наркоманов и самого Росса сколько угодно, но нужно признать: он не создавал спрос, а удовлетворял его. Почти все из тех, кто покупал наркотики на его сайте, просто нашли удобный способ покупать то, что они купили бы рядом с домом или долго искали бы в других местах. Теперь перед ними стоит выбор: вернуться на улицы или искать другой сайт. SR был первым, но на момент закрытия у него было два крупных соперника. Уже сейчас анонсировано с десяток сайтов-преемников, и это число будет расти. И хотя, судя по интернет-дискуссиям, многие клиенты решили на время затаиться, а некоторых продавцов начали брать на основании данных с серверов SR, можно точно сказать, что это только начало. SilkRoad настолько же повлиял на черный рынок, насколько торренты — на файлообмен.
Без SilkRoad стоимость биткойна никогда бы не выросла до сегодняшних размеров. Многие ожидали, что падение SR повлечет за собой и биткойн. Его курс и впрямь сильно пошатнулся, упав вдвое (со 140 до 70 долларов за одну "монетку") в первые же часы после заявления властей о закрытии крамольного ресурса. Однако уже через сутки ситуация выправилась, и биткойн сейчас снова стабильно на отметке в 130-140 долларов. "Неожиданный" поворот имеет самое тривиальное объяснение. В мире биткойна давно уже появились свои "белые воротнички" — крупные держатели биткойна, играющие на биржевом курсе. Они, пожалуй, были единственными, кто получил прямую выгоду от закрытия SR, скупив панически слитые за полцены битки.
Подытоживая, вся история выглядит примерно так. Измученные преследованием наркоманы забились в самый темный угол интернета и максимально тихо, никому не мешая продавали друг другу вещества. При этом оптовых сделок было критически мало, почти все лоты были в объёмах персонального потребления. Однако озабоченные освоением бюджета на войну с наркотиками фараоны таки выкурили их из норы, чтобы предъявить миру как угрозу, с которой они торжествующе расправились. Какую угрозу и кому — малопонятно, зато очень эффектно. С чем вас и поздравляем.
По материалам http://rufabula.com