Новости Республики Коми | Комиинформ

"Для понимания": Почему у Китая получилось?

"Для понимания": Почему у Китая получилось?
"Для понимания": Почему у Китая получилось?
logo

Почему китайские реформы оказались эффективнее российских? В недавно обнародованном исследовании "Промышленная политика и потенциал государства: сравнительный анализ Китая и России" научный сотрудник итальянского Института рыночных технологий Лукка (IMT Lucca) и НИУ ВШЭ Майкл Рохлиц попытался ответить на этот вопрос. Особое внимание было уделено промышленной политике и особенностям формирования элит, пишет slon.ru.

Китаю удалось успешно заимствовать западные высокие технологии, указывает автор исследования, ссылаясь на пример с высокоскоростными поездами. В то время как с помощью совместных предприятий с концерном Siemens Китай перешел к производству поездов внутри страны, Россия ограничилась простой закупкой локомотивов. Несмотря на создание государственных институтов развития: венчурных фондов, специальных экономических зон, инновационных центров, технопарков и прочих, технологии импортируются крайне медленно. Признавая проблему, главным препятствием к этому премьер Медведев в своей недавней статье назвал "качество регуляторной среды".

В сфере инфраструктуры Китай, в отличие от России, не стал концентрироваться на объектах, строительство которых приурочено к престижным международным событиям, экономический эффект от которых весьма сомнителен, а начал проводить широкомасштабное строительство высокоскоростных и обычных железных дорог, аэропортов, морских портов и электростанций.

Главным критерием успешности региональных чиновников в России является не показатель экономического роста, а политическая лояльность центру. Устаревшие и неэффективные предприятия зачастую заинтересованы в сохранении статус-кво, так как на подобных мероприятиях легче мобилизовать провластный электорат. Страх неудач при проведении реформ в регионах и перспектива заката политической карьеры тормозят экономический рост.

Напротив, в Китае результаты работы чиновников на местах оцениваются по экономическим показателям. В то же время им предоставляется существенная независимость от центра, что позволяет применять адаптивные экономические методы стимулирования. Взаимоотношения власти и бизнеса построены на диалоге, в России же предприниматели скорее не доверяют власти, защищаясь от нее с помощью различных бизнес-ассоциаций. Сам механизм отбора в чиновники в Китае основан на инициативности и способностях, а не на лояльности, отмечает Рохлиц.