В новом сезоне труппа театра оперы и балета Коми пополнилась: к обязанностям главного дирижера приступил выпускник Уральской государственной консерватории им. М.П.Мусоргского Азат Максутов. В апреле прошлого года дирижер из Армении Тигран Ахназарян, который занимал эту должность с 2010 года, уехал из Сыктывкара. С тех пор театр активно искал ему замену. На одном таком "кастинге" в рамках фестиваля "Сыктывкарса тулыс" А.Максутов успешно себя показал, после чего был принят в театр. За плечами молодого дирижера - работа с европейскими оперными оркестрами. Предыдущим местом его работы был Бурятский театр оперы и балета.
- Азат Барыевич, для нашего театра молодой главный дирижер уже не в новинку: последние лет восемь эту должность занимали музыканты чуть старше тридцати. Однако вы успели не просто посотрудничать с театрами и оркестрами как приглашенный или очередной дирижер, но были художественным руководителем Бурятского театра оперы и балета. Что привело вас в Сыктывкар?
- Сегодня действительно многие руководящие позиции отданы в молодые руки, и это, как вы знаете, происходит не только в сфере культуры. Определенная ротация кадров должна быть всегда. Это освежает атмосферу в коллективе и позволяет избежать застоя. Критерием, безусловно, должен быть не столько возраст, сколько профессиональное соответствие человека. Мне во многом повезло: после учебы-стажировки в Германии меня сразу пригласили в столичный театр, где я познакомился с потрясающими людьми, высочайшими профессионалами, под влиянием которых происходило мое дирижерское становление. Бурятский театр оперы и балета дал мне возможность получить бесценный управленческий опыт. А в Сыктывкар меня привело искусство. Вы знаете, что в мае месяце я участвовал в постановке балета П.И. Чайковского "Щелкунчик". Совместная работа тогда принесла много удовольствия всем участникам спектакля. Когда мне поступило предложение возглавить театр в качестве главного дирижера, оценив возможности и перспективы театра, я дал свое согласие.
- Конечно, прошло не так много времени с тех пор, как вы начали работать в театре, но, может быть, у вас уже сложилось какое-то представление о нем? Что вы ожидали здесь увидеть и услышать, и совпадает ли ожидаемое с реальностью? Что вы вообще знали о Коми и о театре, в частности?
- О Коми я знал, что это Север и там холодно (смеется). Уже в первый мой визит у меня сложилось довольно четкое представление о театре, которое сейчас лишь немного корректируется. Как и другие театры, в которых мне приходилось работать, сыктывкарский имеет свои особенности. Принципиально неразрешимых проблем я не вижу. Здесь очень приличный оркестр, довольно хорошо поет хор, балет получил профессионального руководителя. Мне очень понравилась работа технических цехов — звукооператоров, осветителей, гримеров, художников. Есть ощущение театра. И это важно.
- Как складываются ваши отношения с оркестром, какие впечатления о музыкантах? Каково это — руководить большим коллективом музыкантов?
- Хотел бы сразу заметить одну деталь: деятельность театрального дирижера, в особенности главного, не ограничивается работой с оркестром. В сферу ответственности входит вся музыкальная составляющая жизни театра. Соответственно, встречаться приходится со всеми творческими цехами. Это и солисты оперы, и балет, и оркестр, и хор. Возвращаясь к вашему вопросу относительно взаимоотношений оркестра и главного дирижера, отвечу следующее: моим кредо является первостепенность профессиональных критериев в оценках работы каждого при безоговорочно доброжелательных отношениях внутри единой команды. Рабочая атмосфера внутри оркестра мне понравилась еще в прошлый мой визит в Сыктывкар, и об этом я уже высказывался, так же как и о профессиональном уровне музыкантов, у которых еще есть скрытый резерв и которые способны на большее.
- Позвольте задать традиционный, наверное, вопрос: в какой момент вы решили, что свяжете жизнь именно с музыкой? Вы из музыкальной семьи?
- Мой отец косвенно связан с музыкой. В молодости он создал вокально-инструментальный ансамбль, которым руководил долгое время. Играл на бас-гитаре, меня брал часто на репетиции, и в доме постоянно звучала музыка, самая разная. Я думаю, что музыкально-управленческие навыки мне достались именно от него. Моя мама работает в здравоохранении. В детстве я довольно сильно увлекался медициной, и выбор, кем становиться в жизни, оказался довольно непростой. Иногда думаю, а что было бы сейчас со мной, если бы я пошел учиться на хирурга?
- Почему вы выбрали именно эту профессию, а, скажем, не исполнительство? Неужели это желание руководить?
- А почему вы считаете, что дирижирование не является исполнительством? Перед дирижером стоят те же самые задачи, что и перед солистом, только инструментарий разный. Инструмент дирижера — это оркестр, а также те люди, которые создают спектакль вместе с тобой на сцене. Постижение композиторского замысла, его интерпретация — все тоже самое, как у солиста-инструменталиста, только ответственность уже не только за одного себя любимого, а за всю цепочку исполнителей. При этом каждый из них — это сложная человеческая и творческая индивидуальность со своей аргументированной концепцией, видением. Искусство дирижера — сделать так, чтобы эти люди захотели с тобой работать, выполнить то, о чем ты их просишь. И, не используя при этом свой административный ресурс, а только лишь способность убеждать и мотивировать. Таким образом дирижер реализует свои исполнительские намерения.
Во время учебы в консерватории я играл сольные концерты, но чувства завершенности, законченности у меня тогда не было. Совместно с друзьями я организовал струнный камерный оркестр, с которым мы сыграли несколько программ. Постепенно я понял, "кто я", и сделал ставку на дирижирование. Считаю, что для человека очень важно вовремя разобраться, кто он в этой жизни, в чем больше таланта и способностей. А руководить — это, прежде всего, ответственность, тяжелейшая трата физических и душевных сил. Кто в своей жизни сталкивался с этим, знает, как это все непросто.
- Что считаете своим дебютом?
- Если вы имеете в виду мой дирижерский дебют, то это опера "Тоска" Джакомо Пуччини в Московском Академическом музыкальном театре им. К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко. Это был довольно волнующий момент — мой самый первый спектакль в жизни, да еще на сцене столичного театра с потрясающей труппой и великолепным оркестром!
- Сильно волновались?
- Было немного. Но все свое волнение направил на подготовку к спектаклю. Перед самим спектаклем был настолько "в материале", что способен был дирижировать довольно-таки сложную партитуру оперы наизусть на языке оригинала. Все прошло замечательно. Приятные воспоминания до сих пор греют мне душу.
- Я знаю, что у вас большой опыт работы с оркестрами. Почему вы все-таки выбрали работу в театре, и какими спектаклями вы больше любите дирижировать: операми, балетами, опереттами и мюзиклами или, может быть, детскими постановками?
- Я не могу сказать, что в вопросе, нравится мне больше симфония или театр, я поставил точку. Живя в Германии, я в основном был связан с симфонической музыкой, и это мне доставляло огромное удовольствие. С моего переезда в Москву началась моя театральная карьера, преимущественно в опере, которую я со студенчества любил. Позже последовало мое знакомство с балетом, которым был также сильно очарован. Классическую оперетту просто обожаю, но в ее европейском виде и качестве. Я бы так сказал: существует музыка талантливая, менее талантливая и гениальная. Исполнять гениальную и талантливую музыку всегда приятнее, чем менее талантливую. И здесь нет разницы: балет это, симфония или опера. Главное — наличие идеи и способ ее выражения.
- Каковы ваши самые ближайшие планы в театре? Чего ждать от вас публике и труппе театра?
- В административном плане — решения кадровых вопросов. Мы сейчас продолжаем укомплектовывать оперную труппу, оркестр. А в творческом — это подготовка к скорому открытию театрального сезона, к запланированным гастролям и новым проектам. Очень хочется, чтобы зрители почувствовали работу нового главного дирижера театра.
- Спасибо вам за интервью. Желаем вам успехов в новом сезоне!
- Спасибо вам за хорошие вопросы!
Беседовала Анастасия Маркова