Новости Республики Коми | Комиинформ

Для понимания: "Хтонический выбор России"

Для понимания: "Хтонический выбор России"
Для понимания: "Хтонический выбор России"
logo

Политики, которые на самом деле способны победить партию власти, – чем они отличаются от модных столичных оппозиционеров? Об этом рассуждает на slon.ru специальный кореспондент "Газета.ру" Андрей Перцев.

Всерьез бороться с "Единой Россией" на региональных выборах пока могут только политики, закаленные в кампаниях 90-х годов. Зубры, динозавры, авторитетные предприниматели, хтонические существа, духи места. Против них бесполезен административный ресурс: фото на баннере, несколько встреч – и динозавр, а то и просто кандидат, поддержанный им, одерживает оглушительную победу.

Три самые громкие победы оппозиции и поражения "Единой России" на региональных выборах случились в Екатеринбурге, Красноярске и Петрозаводске. Мэром столицы Урала стал Евгений Ройзман, самая большая фракция в гордуме Красноярска будет у "Патриотов России", а центр Карелии должна возглавить Галина Ширшина, которую на выборах поддержало "Яблоко". На первый взгляд в двух случаях из трех победили новички, на деле партию власти побороли политики, начинавшие еще в 90-х годах, которые стояли за новыми партиями и кандидатами.

Евгений из Екатеринбурга

Конечно, понятнее и прозрачнее всего случай Евгения Ройзмана. Как-то мне не удалось дозвониться до него с общего редакционного телефона, и Ройзман перезвонил сам. "Евгений из Екатеринбурга", – коротко представился он ответившему на звонок. Вопросов о фамилии даже не возникло. Как только он выдвинулся на выборах мэра, сомнений в итогах почти не было. Самый популярный городской политик, за которым гонялись партии и, по слухам, Народный фронт, бывший депутат Госдумы. Человек, который знает, что, когда и кому пообещать. Иконы, "Город без наркотиков", спорт, стихи, дружба с группой "Чайф", легенды о связи с Уралмашем – выбирай, что тебе нравится. Не Стас Михайлов, но Григорий Лепс, у которого найдется и "Рюмка водки на столе", и кавер на группу "Колдплей". Одна из достопримечательностей города, дух места.

Перед выборами почтовые ящики екатеринбуржцев завалили листовками и газетами: "Мэр в законе", "Кандидат от криминала". Рискну предположить, что эта чернуха не отняла голоса у Ройзмана, а даже прибавила их ему. Массам напомнили: "Жека Ройзман, Уралмаш". "Ну а х**е, – ответили массы. – Уралмаш, свой!" Свой, а не невнятный дядя, выдвинутый пришлым губернатором. Сила в правде (а иногда и правда в силе) – все в общем-то понятно, и разъяснений не требует. Такой мэр поступит по понятиям, а не будет тащить по беспределу, как серые чиновники. Не зря же 38% россиян, по опросу Левада-центра, неплохо осведомлены о том, что такое понятия. Как к ним относится Ройзман, неизвестно, но чернуха повернула "осведомленный электорат" в его сторону.

Дворовый авторитет

Еще показательнее ситуация в Красноярской гордуме. Авторитетный предприниматель, бывший алюминиевый король Анатолий Быков даже не выдвигался в качестве кандидата. Во главе списка "Патриотов России" он поставил своего племянника, сфотографировался на партийных баннерах, ходил на встречи во дворах, ругал мэра и губернатора. В результате малая в российских масштабах партия получила самую крупную фракцию в гордуме миллионного города. Конечно, красноярцы голосовали не за патриотов, а за одного человека – Анатолия Быкова. И конечно, они знали его историю: две судимости, подозрения в организации убийств, но проголосовать за это не помешало. Это такой же гений места, как Ройзман, вернее, обозначивший себя намного раньше Ройзмана. Человек, который боролся еще с Александром Лебедем, который шел избираться губернатором края, бившийся с любым варягом, опять же понятный и предсказуемый.

Формально в политике Быков присутствовать не мог – две судимости все-таки, неформально оставался в ней всегда. Повод находить он умел. Один из последних случаев – критика вице-премьера Аркадия Дворковича за рваные ботинки, в которых он якобы приехал на Красноярский форум.

"Я подошел к Абызову (министр "Открытого правительства"), говорю: Михаил, у меня просьба, купите вице-премьеру ботинки. Я думал сначала, на одном ботинке оторвана подошва, потом смотрю – и на втором... Я знаю, что вице-премьер – состоятельный человек, и супруга у него – бизнесменша. На ботинки у них есть деньги. Я хотел послать их ему почтой. Я пошутил: задайте вопрос Дмитрию Анатольевичу Медведеву. Он подарил нашему спортсмену часы, а можно, мы, депутаты, подарим вашему вице-премьеру ботинки?" – то ли в шутку, то ли всерьез заявил Быков в эфире местного телеканала.

А потом уж точно всерьез добавил: "У меня сложилось впечатление, что руководители финансовых групп собрались, поглядели, посмотрели, что еще плохо лежит в Красноярском крае". Филигранная работа – заставил посмеяться и тут же сыграл на патриотических чувствах. Видимо, таких моментов было немало на дворовых встречах, не зря их участники говорили: никто к нам не заходил, а Петрович пришел два раза. И в самом деле, чего такому политику двора бояться?

Самое интересное, что год назад оппозиция затеяла в Красноярске эксперимент с праймериз, Геннадий Гудков приезжал, помогал организовывать. Шансы были – город протестный. В итоге с разгромным счетом выиграл единоросс. В эту кампанию свое слово пыталась сказать "Гражданская платформа", город завесили билбордами с Михаилом Прохоровым, который тоже вроде бы красноярцам не чужой. Быков оказался сильнее белой ленты, праймериз и Прохорова. Красноярцам, жителям, на минутку, миллионника, университетского города, оказался ближе динозавр, хтоническое существо, которое было всегда и просто напомнило о себе. После выборов Быков сразу обозначил свое мнение – подтвердил, что к власти он в оппозиции, но вот Болотные на деньги Госдепа устраивать не надо.

Бывший мент

Реванш взяло и петрозаводское "Яблоко", вернее, его лидер – крупный предприниматель, бывший милиционер Василий Попов. Опять же – достаточно этих коротких определений, чтобы примерно представить себе человека. Борец за правду, в то же время умеет крутиться, обеспечить себя и семью, короче – мужик. Попов в начале 2000-х достаточно успешно боролся с губернатором Катанадовым, занимал достаточно высокий пост – председатель горсовета Петрозаводска, за что потом и пострадал – был обвинен в шантаже и вымогательстве. Конечно, официальные СМИ об этом много и долго говорили. В результате на выборах мэра Петрозаводска, которыми власть проблемными и не считала, победила доселе не имевшая к политике отношения Галина Ширшина, которую местное "Яблоко" (читаем – Попов) даже не выдвинуло, а просто поддержало. Слова мужика, бывшего мента, видимо, пострадавшего за правду, оказалось достаточно, чтобы свалить действующего мэра.

Вполне ожидаемо, что так называемая "володинская оттепель" показала, что другой оппозиции, кроме закаленных бойцов из девяностых, в России нет. Праймериз, белая лента, "мы здесь власть" – это не то что для Петрозаводска, но даже не для миллионников – силы в этом люди не чувствуют. Причина проста и очевидна: за десять лет политической селекции имени Владислава Суркова существовать остались немногие формы жизни: скрипучие андроиды (некоторые из них до перепрограммирования, впрочем, были вполне харизматичными людьми) да затаившиеся на дне опасные хтонические существа, трикстеры, духи места. И именно они оказываются жителям России милее, ближе и понятнее.