Новости Республики Коми | Комиинформ

Юлия Рыбакова: "На рынке природного туризма Коми может стать закоперщиком"

Юлия Рыбакова: "На рынке природного туризма Коми может стать закоперщиком"
Юлия Рыбакова: "На рынке природного туризма Коми может стать закоперщиком"
logo




О природном туризме

Мы заявились с первым в России форумом по природному туризму. Экотуризм является его частью. А "природный туризм" - это все виды туризма, использующие природные ресурсы. Поход в горы, альпинизм, сплавы по рекам, прогулки по национальным паркам, по экологическим тропам, рекреационный отдых, развлечения на природе – все это природные виды туризма.

Республика обладает уникальным потенциалом. Наш ключевой ресурс – природный. Если мне память не изменяет, около 350 объектов Минприроды называет уникальными, исключительными. Это огромные возможности для показа туристам.

У нас очень сильное этническое наследие. Но в чем ограничение этнографического туризма? В том, что создание продуктовой линейки на базе этнографического туризма требует длинных инвестиций - в образование, в модернизацию технологий культурных, в работу с культурными учреждениями. То есть там мы эффекта быстрого не получим.

Мы посмотрели на рынок России, и стало понятно, что на рынке природного туризма Коми может стать закоперщиком. Мы находимся близко к большим городам – Москве, Питеру, городам-миллионникам Поволжья. Мы близко к Европе. Я сейчас сравниваю нас с лидерами природного туризма России – Алтаем и Карелией. Карелия давно на этом рынке работает, а Коми никто в таком качестве не видел. И мы решили, что было бы очень неплохо, если Коми заявится с ясной лидерской позицией в сфере природного туризма.

О форуме "Еж"

Форум является такого рода инструментом по предъявлению нашей позиции вовне. О нас узнают, мы соберем здесь профессионалов, мы станем ежегодной регулярной площадкой по обсуждению проблематики природного туризма.

Почему это актуально для России? Потому что в России природных ресурсов гораздо больше, чем культурных. Посмотрите все отчеты международных организаций, они все пишут, что мы по ресурсам находимся на третьем или четвертом месте в мире, а по развитию бизнеса, по инвестициям, по продуктам мы занимаем последние строчки. И все наши регионы в ближайшие годы будут думать, что с этим делать.

Этот год объявлен Годом экологии в России. В прошлом году были заявления руководителей страны: "Надо вкладываться, коллеги, ресурсы богатейшие, надо в этом направлении двигаться". Мы, собственно, отвечаем на запрос руководства страны. Мы говорим: "Да, мы готовы обсуждать технологии создания продуктов и развития инфраструктуры природного туризма. Республика Коми – такая площадка".

Мы не говорим, что готовы к массовому потоку туристов. Мы говорим о намерениях. Наша стратегия заявлена на 10 лет. То есть первые результаты мы предъявим через 10 лет.

О названии "Ёж" и концепции форума

Когда мы задумали эту идею, сделали специальный заказ санкт-петербургской консалтинговой компании, вложились в разработку концепции. Нам было важно, чтобы форум отвечал масштабной задаче и тем целям, которые стоят. Брендинг мы заказывали тоже ей.

Было очень большое желание не делать официальное галстучное мероприятие – конференцию или рабочее совещание. Мы и придумали "форум" - это самая демократичная коммуникационная форма.

Поскольку мы заявляем формат невнутреннего события, нам нужно было найти общий мировой символ. "Еж" великолепно отвечает этому заказу. Ежик живет только в чистых местах, а во-вторых, он очень позитивный зверек. При слове "ежик" у всех возникает улыбка. Более того, мы спозиционировали наш форум очень мощно, потому что так никто не называет, у всех какие-то длинные сложные названия. А нам сейчас пишут: "Мы приедем на вашего "Ежика"".

Об участниках форума

Есть люди, которые приедут за знаниями. Для знакомства с трендами, тенденциями, с политикой государства в этом направлении. Кто-то приедет узнать новые технологии в продвижении, кто-то вообще хочет понять, что такое "природный туризм". Кто-то приедет со своими продуктами. Потому что разнообразные форматы форума предлагают, в том числе, представить свои продукты. Для игроков с территории республики это возможность познакомиться с лучшим опытом, с лучшими кейсами. Одно дело, собраться и поехать куда-то изучить – сколько ресурсов надо? Другое дело, когда сюда приезжают. Понимаете, какая экономия ресурсов. То есть задачи очень разные – и политические, и маркетинговые – по позиционированию территории, и образовательные, и развивающие. Мы запускаем и проблемные круглые столы: понимая ограничения нашей территории, нам нужно пытаться договариваться между собой. Форум – то место, где можно договариваться трем ветвям общества: власти, НКО и бизнесу.

О конгрессном туризме

Мы проектировали конгрессное событие. Наша задача - удержать людей в Сыктывкаре как можно дольше. Вообще, конгрессный туризм – это отдельная форма создания продукта. То есть конгрессный продукт должен дать возможность людям побыть на территории достаточно длительное время и потратить здесь деньги. Деловые туристы тратят больше всех денег. Поэтому наша вторая задача – внутренняя управленческая – спроектировать так, чтобы люди находились на территории и тратили деньги.

Я людям предлагаю хорошее содержание, привлекаю хороших экспертов, Ростуризм поработал по международным экспертам - в первый день будут очень интересные спикеры. Эти люди приезжают, в том числе, для консультаций, для экспертизы тех идей, которые есть на территории. Где еще можно вот так получить результат? В обычной жизни человек тратит на него от года до двух. А здесь в течение трех дней мы создали разные форматы обсуждения ваших проектов, начиная с докладов на конференции и заканчивая презентациями на "печа-куче", где вы можете со своей проектной идеей выступить и рассказать, что вы хотите сделать.

О конкурсе видеороликов "Лучшие продуктовые практики природного туризма"

В чем у нас проблема в России? Мы долго и много рассказываем, какие у нас возможности, то есть мы рассказываем о ресурсах. А рынок требует продуктов туристических. Мы говорим: "Приезжайте к нам". Турист готов: "Уговорили, понравилось, хочу! Куда?" И вот тут у нас наступает ступор. Потому что мы не можем предложить продуктов. Задача этого конкурса - стимулировать – за счет новых технологий, за счет того, что люди о своих продуктах начинают снимать короткие 5-минутые ролики рекламные - эту форму появления и предъявления этих продуктов в интересной интерактивной форме. Республика Коми и в этом плане выступает инноватором. Такого конкурса еще не было.

О "гастрономическом сувенире Коми"

Одну из "печа-куч" мы назвали "Гастрономический сувенир Коми". Мы хотим, чтобы предприятия, предприниматели, просто физические лица, у которых есть либо проекты, либо идеи, либо товары, способные стать "гастрономическим сувениром Коми", предъявили их и впоследствии получили поддержку от органов власти, от предпринимателей, от инвесторов.