Экотуризм - один из самых быстрорастущих секторов мирового туристического рынка. В России он тоже набирает обороты. Ключевой принцип этого вида туризма - свести к минимуму негативное воздействие на экосистему посещаемого региона.
Территорию Республики Коми эксперты справедливо считают одним из заповедных уголков, способных привлечь самых искушенных туристов. Девственные леса Коми вошли в список мирового наследия ЮНЕСКО. Однако современные особенности развития региона не дают в полной мере развить этот сегмент рынка. Накануне проведения в Сыктывкаре первого международного экофорума "Ёж" на вопрос БНК, насколько сегодня востребован экотуризм в Коми и что мешает его развитию, ответили эксперты от туризма.
Национальный парк "Югыд ва". Фото Кирилла Затрутина
Юлия Рыбакова, генеральный директор Корпорации по развитию туризма РК:
- В Коми очень богатая ресурсная база, много природных объектов, климатических зон, ландшафтные особенности дают возможность для развития разных видов экотуризма. В то же время, ограничения РК традиционны для всех российских регионов. В первую очередь, это неизвестность территории, вторая причина – неразвитость инфраструктуры и транспортные ограничения. Нужны хорошие дороги, средства передвижения, маршруты, сервис для туристов. Это все развивается вместе с местной экономикой.
Надо понимать, что дело это длинное, не получится какой-то акцией повернуть в сторону развития туризма. Почему инвестиции в туризм выгодны? Туриста, который приезжает на территорию, мы можем рассмотреть в качестве инвестора. Он оставляет свои 10-15 тысяч в день на территории – и таким образом инвестирует, финансирует нашу внутреннюю экономику, наш рынок. Надо научиться быть сервисными, гостеприимными, надо вовлечь местное население, чтобы оно увидело возможности, которые дает местный туризм.
Первые шаги сделаны, разработан пакет стратегических документов. Нужна структура управления, пул проработанных проектов, их очередность, потому что очевидно, что всю республику развить сразу невозможно. Надо выбрать, куда в первую очередь вложиться. Мнение экспертов в том, что надо продолжать развивать Этнопарк и весь Сыктывдинский район. Это пригород Сыктывкара, это транспортная доступность, жители Сыктывкара уже являются основанием экономического развития, а предложений пока в адрес горожан недостаточно, все, что есть, уходит влет.
Сергей Семяшкин, путешественник, представитель малого бизнеса в сфере природного туризма, Сыктывкар:
- Мы организовываем туры на байдарках, предлагаем активный отдых на природе. Люди идут к нам, можно сказать – бегут! Желающих отдохнуть активно на природе очень много. Работаем первый год и весь этот сезон отработали по полной: каждые выходные – тур. Спрос огромный, но вся проблема в том, что о нас мало знают. Нужны вложения в рекламу, а денег на это нет. Для того чтобы реально развернуться, не хватает мощности, материальной базы. Оборудование арендуем, если нужно выводить несколько групп одновременно. Начинали с нуля, подавали на грант в городскую администрацию. С этого и стартовали. Сегодня есть стабильная прибыль, но все уходит на зарплату, налоги, новое оснащение. Все уходит!
Необходимо государственно-частное партнерство. Чтобы были инвестиции. Начинать с нуля очень тяжело, да еще и реклама недешево стоит. Туроператоры увеличивают стоимость тура, а нам это не выгодно. Слишком дорого.
Елена Попова, эколог:
- О развитии экологического туризма в Коми говорят уже давно, тем не менее, он остается "уделом" узких групп туристов. Например, в рамках деятельности фонда "Серебряная тайга" мы столкнулись с большим интересом со стороны зарубежных специалистов - лесников и ученых-биологов, которые приезжают в Коми для изучения истории лесного хозяйства, биологического разнообразия и естественной лесной динамики тайги, особенностей девственных лесов. Эта группа туристов неприхотлива к условиям проживания, не требует развитой инфраструктуры, но ее сдерживают высокие транспортные расходы. Еще один фактор, тормозящий приток такого рода туристов, - малое количество компетентных гидов, способных ответить на интересующие специалистов вопросы.
Если говорить о развитии массового экотуризма, то здесь еще одна серьезная проблема – дороги. Уровень предпринимательской активности местного населения, от которого зависит наличие гостевых домов, бань, также остается невысоким.
Поэтому основными направлениями инвестиций в развитие экотуризма в республике должны стать создание инфраструктуры и образовательные семинары, курсы, тренинги для потенциальных организаторов экотуризма.
Александр Морозов, директор турфирмы "Ожерелье Удоры", Удорский район:
- Экотуризм у нас на Удоре пока мало востребован, но люди все-таки понемногу едут. Я думаю, тут несколько причин. Во-первых, туристы не знают о наших услугах, во-вторых, люди в деревнях не имеют представления о туризме и не знают, как его преподносить. Многие думают, что туристы выловят всю рыбу и дичь. Местных надо обучить, показать, что это не так трудно, и "заразить" идеей развития экотуризма. В-третьих, предоставление услуг остается эксклюзивной услугой: людей, которые могу принимать туристов, очень мало. Надо найти таких людей и помочь им развиваться, особенно с финансовой стороны. Очень важна любая поддержка властей.
Удора может стать брендовой территорией. У нас много заказников, заповедных красивых мест, сосновые боры, беломошники. Одна корабельная чаща чего стоит!
Светлана Тюрнина, краевед, старший экскурсовод Этнокультурного парка "Финноугория", Сыктывдинский район:
- Рассуждать можно много, я же могу рассказать только о том, что проверено на практике проведения экскурсий в селе Ыб. Это уже восьмилетний опыт работы, так как задолго до строительства Финно-угорского этнокультурного парка в селе принимали гостей и проводили экскурсии. А вот возможности дополнительных предложений довольно ограничены, хотя они существуют в большом количестве. Индивидуальные разовые заявки поступают и выполняются, но для внедрения их в постоянный режим нужно много сделать. Инфраструктура села пока не готова к расширению маршрутов, да и обозначенные маршруты небезопасны, не оснащены.
К примеру, обзорный маршрут по селу проходит по хорошей асфальтовой дороге, можно остановиться в любом месте. Но экскурсия проходит в том самом месте, где рядом проносятся машины. За два года не было никаких происшествий - заслуга самих экскурсантов и педагогов, которые сопровождают детские группы, и постоянные напоминания о соблюдении техники безопасности. В тех местах, где можно спуститься к объектам, нет ступенек и перил к ним. Экскурсанты сетуют, что отсутствуют смотровые площадки. Поэтому одно из требований к природному туризму - жёсткие правила поведения и их соблюдение - относится не только по отношению ко всему живому вокруг, но в первую очередь к самому посетителю нашего замечательного села, которого мы должны беречь, обслужить как можно лучше и радоваться тому, что он приехал.
Самое главное, на мой взгляд, это объединение интересов властей, этнопарка, администрации села, всех жителей на конечный итог и перспективу развития села. Можно собрать множество предложений, но лучше начать реализацию хотя бы некоторых из них – самых простейших, не очень затратных, тогда и остальное приложится.