В мае этого года на платформе агентства "Комиинформ" был запущен сайт "Коми ЖКХ". С тех пор клиенты трех управляющих компаний в Сыктывкаре и Усинске могут без труда подать жалобу в новую "службу одного окна" и весьма оперативно решить свою проблему.
В этом корреспонденты БНК убедились во время интервью с модератором сайта Иваном Орлом.
- Какие цели преследует портал "Коми ЖКХ"? Потому что название абсолютно нейтральное и может означать что угодно, например, перечисление всех коммунальных предприятий республики, и больше ничего.
- Не секрет, что значительная часть проблем, с которыми сегодня обращаются граждане в органы государственной власти, это проблемы, так или иначе, связанные с ЖКХ. По моим сведениям, это около 40 процентов от общего вала обращений, жалоб и предложений. При этом около 80% жалоб на ЖКХ - это жалобы на разные мелочи вроде перегоревшей лампочки или сломанного почтового ящика. Возникает логичный вопрос: почему об этом надо писать в органы власти? Не они же будут сами менять лампочки. Они уведомят управляющую компанию или ТСЖ, обслуживающую дом, о возникшей проблеме, и та уже выполнит все работы. А раз так, давайте попробуем сделать механизм, который позволил бы гражданам в удобной форме обращаться непосредственно к тем, кто их проблему и будет решать, то есть к управляющим компаниям. В теории должно быть удобно всем: и жильцам, поскольку их обращение быстрее попадет к непосредственному исполнителю, и органам госвласти, поскольку это должно позволить им сконцентрироваться на серьезных задачах, и управляющим компаниям, поскольку появляется возможность узнать о качестве работы своих сотрудников и решить проблемы до того, как о них станет известно контролирующим органам. Так и появилась идея создания сайта "Коми ЖКХ".
- Чем он отличается от простого телефонного звонка, например, в адрес управляющей компании?
- Тем, что все общение на сайте протоколируется. Если гражданин пожаловался на сломанную дверь и его обращение не было воспринято, то спустя некоторое время к переписке подключаются компетентные люди, которые смогут вынести свое суждение относительно того, насколько обоснованным был ответ на его жалобу. Если вдруг случится так, что управляющая компания проигнорировала его обращение, жильцу не придется начинать все с начала. Факт и время обращения будут зафиксированы.
- То есть, это своего рода книга жалоб и предложений? Ведь проблемы в ЖКХ гораздо шире: убитые дороги, тротуары, текущие крыши и т.д.
- Когда создавался этот сайт, мы видели именно проблемы места жительства людей: домов и дворов. Мы не ставим себе цели решить все и сразу, но хотим попытаться наладить механизм, хотя бы в отношении мест, где люди проводят значительную часть своей жизни, - в своем доме.
- По вашим данным, 40 процентов обращений связаны с ЖКХ. Но когда идет всплеск гражданской активности, люди выходят на улицы именно с требованиями решить проблемы в ЖКХ. С чего вдруг у вас проявилась такая забота об органах государственной власти?
- Заказчиком портала выступает государственное агентство "Комиинформ". Можно предполагать, что у республиканской власти возникла потребность в решении этой проблемы, и создание портала было перепоручено агентству. А так как у меня на эту тему тоже были свои идеи, мне предложили заняться созданием сайта "Коми ЖКХ". Я считаю, что это одна из значительных проблем, которые волнуют людей.
- Есть ли у вас аналитические данные по всей республике? Как правило, все замыкается на столице, но как с качеством оказываемых услуг ЖКХ обстоят дела, скажем, в сельских муниципалитетах, на севере, на юге Коми? Где лучше, а где хуже? Или везде все плохо?
- Если честно, я не знаю, так как не анализировал проблемы в коммуналке в районах. Но думаю, что если мы откатаем этот механизм в столице и крупных городах Коми, то он с незначительными изменениями может быть применен и в сельской местности. Как минимум, для диагностирования проблем. Определить проблему — это значительная часть решения. Если жильцы постоянно жалуются и их не устраивает работа управляющей компании - это способ начать движение в направлении решения данной проблемы. Дальше посмотрим.
- На ваш взгляд, какие главные проблемы в ЖКХ города?
- Из анализа поступивших обращений можно сделать вывод, что людей больше всего раздражают мелочи: неубранный подъезд, переполненный мусорный контейнер, сломанный почтовый ящик. Именно это мы и видим сейчас на нашем сайте. Пока с серьезными проблемами в виде разрушающихся крыш мы не сталкивались.
- Вы объявили о заключении соглашений с управляющими компаниями. Для чего это необходимо?
- Да, мы подписываем с ними договора, согласно которым УК обязуются заходить на сайт "Коми ЖКХ", отвечать на обращения граждан. Мы в свою очередь предоставляем им доступ к этой системе и обязуемся, что она будет функционировать.
- Сейчас очень много общественных институтов, которые занимаются ЖКХ, — Общественная палата, экспертные советы при муниципалитетах, теперь вот портал "Коми ЖКХ". И это не считая разнообразных контролирующих органов, которые постоянно надзирают за ситуацией в коммуналке. В чем ваш рычаг?
- Коми ЖКХ — это прежде всего информационная система, наша задача — предоставить информацию тем, кто способен на нее отреагировать. Одна из задач, которые мы ставим перед собой, – дать доступ к системе всем тем общественным институтам, которые Вы перечислили, и обучить их пользоваться нашим сайтом. Уже сегодня у нас зарегистрирован "ЖКХ Контроль", а туда входят представители и прокуратуры и государственной жилищной инспекции и другие контролирующие органы. Надеемся, что на основании нашей информации эти люди либо отследят проблему, либо примут какие-то действия, которые помогут ее решить.
- Сайт создан недавно?
- В мае запустились в пробном режиме.
- Какая статистика у вас сейчас?
- Сейчас у нас зарегистрированы три управляющие компании, - две в Сыктывкаре и одна в Усинске. На них уже приходят жалобы, и они их достаточно конструктивно отрабатывают. Пока вала жалоб нет. Возможно, это связано с недостаточной информированностью или активностью граждан, но хочется верить, что в зоне деятельности этих компаний нет серьезных проблем, связанных с ЖКХ.
- На наш взгляд, главная проблема УК — это их полная закрытость, несмотря на то, что по закону они обязаны раскрывать информацию о своей деятельности и своих доходах. Например, выставляют нам счет, в котором указано, что на содержание мест общего пользование идет, скажем, тысяча рублей. Попытки в частном порядке узнать, на что конкретно идут эти деньги, сколько они вкрутили лампочек за месяц, нереально. Обращения граждан попросту игнорируются. С этим намерен портал помогать или нет?
- По имеющимся у меня сведениям, те компании, которые сотрудничают с нами, свою информацию раскрывают. Уже были на сайте обращения с просьбой предоставить информацию о том, что планируется сделать по жилому дому, и смету на данные работы. Ответ последовал следующий: "Если вы подойдете к нам в офис, вы можете ознакомиться со всей интересующейся информацией". Поскольку сметы могут быть достаточно объемными, на мой взгляд, это вполне нормальный вариант решения проблемы.
- А как быть гражданину, который пришел в свою УК, ему под разными предлогами отказали раскрыть информацию и он обратился на ваш портал. Какие у вас есть рычаги давления на компанию?
- В случае, если человек написал на "Коми ЖКХ" жалобу и по прошествии определенного времени он остается неудовлетворенным ответом, жалоба становится видна так называемым "контролерам". На данный момент это представители "ЖКХ Контроль", куда, напомню, входят и надзорные органы. Они могут соответствующим образом отреагировать. Могут, например, объяснить УК, в чем та не права, как нужно поступить, чтобы все было в рамках действующего законодательства. Думаю, что в интересах управляющих компаний не доводить ситуацию до официальных жалоб в контролирующие органы и штрафных санкций.
- Если перевернуть ситуацию и поставить себя на место управляющей компании. Зачем им сотрудничать с вами?
- Я думаю, им интереснее решить вопросы с жильцами в неформальном ключе, чем узнавать о проблеме жильца от государственной жилищной инспекции. Сегодня жилец может напрямую пойти в контролирующий орган, написать жалобу, и если в результате проверки он окажется прав, то на УК еще и штраф наложат. Мы же предлагаем альтернативное решение вопроса - узнать о проблеме заранее, решить ее по-хорошему, и тогда все будут довольны.
- Сколько всего управляющих компаний в Коми?
- В Сыктывкаре шесть компаний владеют более 60% всего жилфонда. В Ухте две компании занимают 70% рынка, в остальных муниципалитетах ситуация близкая к ухтинской. Есть несколько лидеров на рынке, как правило, один или два.
- У нас ведь республика не только городская, но и сельская. И там, как правило, вообще одна управляющая компания, на которую жалуйся-не жалуйся, а другой нет и вряд ли будет. Как с ними быть?
- А никто не говорит о смене УК. Пусть она будет та же самая, главное, чтобы проблемы решались. Мы просто даем всем удобный механизм для взаимодействия друг с другом, для того, чтобы быстро узнавать о проблемах и быстро их решать. К примеру, как показывает практика, с помощью этого сайта руководству УК удобно контролировать своих подчиненных, потому что в случае, если работа была произведена некачественно, то жильцы сообщат руководству компании об этом, иногда даже подкрепив свои доводы фотографиями. Надеемся, что впоследствии снизится и количество бумажных обращений и работа УК выйдет на более высокий уровень.
- Сколько человек занимается порталом?
- На самом деле это работа самих управляющих компаний. Пока они делегировали по одному человеку, которые мониторят ситуацию, реагируют на жалобы, отвечают гражданам, согласовывают действия компаний с руководством и в конечном итоге несут ответственность за исполнение поручений жильцов.
- Допустим, все управляющие компании завели себе собственные сайты в интернете и стали заниматься жалобами самостоятельно. На этом проект "Коми ЖКХ" завершится?
- Чем мы отличаемся от страниц "ВКонтакте", которые заводят себе ТСЖ и УК? Во-первых, не все жильцы знают, какая компания их обслуживает, и режим одного окна очень удобен. Не надо думать, кто тебя обслуживает. Увидел гору мусора во дворе, написал об этом на наш сайт, и все. Во-вторых, на "Коми ЖКХ" жилец не остается один на один со своей УК. С тем же успехом он может позвонить в свой ТСЖ, там ему пообещают все сделать, потом забудут, и фактически придется начинать все сначала, но по-плохому: писать жалобы, нести их в ГЖИ, прокуратуру, администрацию и терять время. Здесь же, написав один раз, он уверен, что это прочитало и руководство управляющей компании, и все контролирующие органы, входящие в "ЖКХ Контроль".
По случайному совпадению во дворе дома 22 по улице Советская, недалеко от которого записывалось интервью, действительно была не убрана площадка вокруг мусорных баков. Иван Орел тут же достал планшетный компьютер, сфотографировал захламленную территорию, зарегистрировался от имени одного из жильцов дома на сайте "КомиЖКХ" и отправил жалобу. В тот же вечер на электронный адрес "Жильца" пришло уведомление о получении жалобы.
На следующий день пришел ответ от управляющей компании:
"ООО "УК УРЭК", рассмотрев Ваше обращение по вопросу неубранной контейнерной площадки, расположенной во дворе дома Советская, 22, сообщает следующее. Многоквартирный дом 22 по ул.Советской находится в управлении управляющей компании ООО "Жилвестсити" (Рожко Ю.Н.), и санитарный порядок на данной контейнерной поддерживается ООО "Жилвестсити". Указанной контейнерной площадкой пользуются и библиотека имени Маршака, художественный музей и жители дома 55 по улице Ленина. Учитывая то, что жители дома 55 по ул.Ленина пользуются контейнерной площадкой, расположенной во дворе дома 22 по ул.Советской, ООО "УК УРЭК" произведет уборку данной контейнерной площадки".
Вечером того же дня управляющая компания отчиталась об уборке мусора.