Около месяца назад был запущен сайт "КомиФерма", призванный помочь фермерам региона найти своих покупателей.
С тех пор на нем уже зарегистрированы более 20 фермерских хозяйств республики.
Корреспондент БНК пообщался с руководителем проекта Андреем Савиновым о проблемах и перспективах сайта - портального проекта агентства "Комиинформ".
- Как велась работа по привлечению сельхозпредприятий? Вы с ними работали или Минсельхоз?
- И я с ними работал, и минсельхоз. Многих регистрировали, например, выходя на ярмарку выходного дня. У Минсельхоза есть график мероприятий, когда они ездят по районам и общаются с фермерами. Мы также ездили на все эти конференции, презентовали сайт и всем рассказывали, для чего он нужен, как с ним работать. К тому моменту, как мы начали их регистрировать, они уже все были в курсе, что это за сайт. Я имею в виду тех фермеров, которые южнее Ухты. Территория, которая находится севернее, для нас пока слишком отдаленная и недоступная.
- Фермеры каких муниципалитетов сейчас представлены на сайте?
- Всех южных районов, наверное. Проблема с севером – в том, что пока не решено, как будут товары, допустим, из Усть-Цильмы доставляться в Сыктывкар. К тому же, в процентном соотношении фермеров в северных районах немного, процентов 15 от общего количества.
- Расскажите подробней о логистике. Кто и как доставляет продукты?
- Все зависит от того, как договорятся покупатель и продавец. Есть три варианта. Первый – когда фермер привозит вам продукты к подъезду. Второй – когда вы где-то встречаетесь, например, делаете заказ и приходите за товаром на ярмарку выходного дня, где вас будет ждать тот ассортимент, который вы заказали. Третий вариант – это самовывоз, когда нужно доехать до фермера и забрать товар.
- Сам заказ вы не можете отследить?
- Если покупатель зарегистрировался, то мы можем отследить то, что он положил себе в "корзину". Но нам неизвестно, отправил он потом заявку, не отправил. В принципе, все покупательские функции доступны и для не зарегистрированных пользователей. В таком случае мы вообще не можем следить за их действиями. Кроме того, человек может просто посмотреть контакты фермера, позвонить ему и договориться.
- Планируете расширять аудиторию?
- Конечно.
- Каким образом?
- Запланирована широкомасштабная пиар-кампания. Надо сказать, что сейчас проект все еще находится в стадии тестирования, когда мы отрабатываем элементы взаимодействия, смотрим, какие возникают проблемы, ищем способы, как их решать.
- Когда этот этап завершится?
- В ближайшие месяцы, до начала сезона. Пока мы подключаем все больше фермеров, выкладываем все больше товаров, сталкиваемся с все новыми проблемами. Задач много. Решаем проблемы по мере поступления. Сбор урожая в сентябре. К этому периоду у нас запланировано, чтобы все было уже готово, все работало. И фермерам будет что выставить. Сейчас продукция очень ограничена, потому что не сезон. Можно выставить молоко, яйцо – то, что есть круглогодично. А того же картофеля очень мало, его и на складах мало осталось. Мяса – тоже, потому что животные еще откармливаются. Поэтому ждем. У нас есть время, чтобы все отработать.
- Сейчас на сайте можно заказать молочные продукты, яйцо и живых коз. Это связано только с тем, что не сезон? Это временная картина?
- И с этим связано, а отчасти – с тем, что у нас пока только эти производители зарегистрировались. Продукция на сайте периодически появляется и убирается. За последний месяц появлялись разные виды продукции, потом их фермеры снимали. Мы не знаем пока, по какой причине, может быть, они все распродали. Там были и другие животные, были овощи.
- Когда есть что предложить, картинка становится "кликабельной"?
- Да.
- Есть ли какой-то план по привлечению фермеров к проекту?
- План есть, но он рабочий, вряд ли его стоит озвучивать. Мы добиваемся, чтобы все фермеры региона участвовали в проекте. Это бесплатно для них, это выгодно для них. Это новые каналы и рынки сбыта. Это возможность продать свой товар дороже, потому что сейчас большинство фермеров реализуют свою продукцию локально, у себя в районе. Естественно, в районе она стоит дешевле, чем если бы ее покупали сыктывкарцы, ухтинцы. Но эта деятельность связана для фермеров с новыми нагрузками, с освоением новых технологий. Не все к этому готовы, поэтому наша задача – адресно работать с каждым фермером, объясняя ему преимущества проекта.
- Работе с сайтом приходится обучать?
- Мы этому их уже обучили. Теперь остается их замотивировать. Я думаю, не все они обладают достаточным количеством времени, но тут его, в принципе, требуется не так уж и много.
- Быстро ли они соглашаются на участие в проекте? Не приходится уговаривать?
- (вздыхает) Когда с ними разговариваешь, они все проявляют большую заинтересованность, говорят: "Здорово. Это то, чего нам не хватало. Давайте зарегистрируемся". Но на этом активность у большинства из них заканчивается. И быт у них тяжелый, и работы много, как и других каких-то хлопот. На освоение новых каналов и технологий все-таки нужно определенное время.
Могу привести пример с ярмаркой выходного дня, на которой сейчас от фермеров нет отбоя. Они выражают благодарность за то, что им дают возможность торговать без всяких пошлин. На нее в зимнее время приезжают от 60 до 80 фермеров, 35 % от их общего количества. Но когда ярмарку только запускали, никто из фермеров не хотел на нее ехать. Они говорили: "Да ну, никто не будет приходить и покупать". Их приводили за руку. Работники министерства сельского хозяйства под видом покупателей приходили к ним, только чтобы их мотивировать.
Сельчане – это люди, у которых миллион забот, нехватка всего-всего. Чтобы перестроиться, им нужно время. Я бы хотел призвать их быть активными и выставлять свой товар по хорошим конкурентным ценам. Спрос есть. Ежедневно на сайт заходят люди, которые хотят что-то купить.
- Прошло около месяца с момента запуска проекта. Можете подвести какие-то промежуточные итоги или еще рано это делать?
- Проект потихоньку набирает обороты, как снежный ком. С каждым днем он становится все более узнаваемым. Это проект социально направленный, проект правительства Республики Коми, который направлен на то, чтобы увеличить доход и благосостояние фермеров, а городскому жителю – дать возможность покупать свежие, очень вкусные, качественные товары местного производства без наценок торговых сетей, что тоже очень здорово. Могу сказать за себя. Мы сделали тестовый заказ на сайте, как простые покупатели, нам привезли сметану, молоко, сыр. Они все были обалденного качества, по той же цене, по которой мы покупаем привозные товары в магазине, но несравнимо вкуснее. Когда я ездил по фермерским хозяйствам, я, конечно же, там угощался тем, что они производят. Это очень вкусно. Такого в магазине не купить.