О том, кто и в каких случаях должен оплачивать экспертизу товара с дефектом — продавец или покупатель — рассказали участники прямой линии по защите прав потребителей, которая прошла в Республиканской общественной приемной главы Коми 4 июня.
"Я приобрела для мамы золотую цепочку в новом ювелирном магазине по Коммунистической в районе "кольца", - рассказала одна из дозвонившихся. - Цены там чуть дешевле, чем в других точках. Не прошло и недели, как одно из золотых звеньев отцепилось. Но мама у меня всегда очень аккуратно носит вещи, это произошло не по ее вине. В магазине сказали отдать изделие на экспертизу. Цена цепочки — 2750 рублей. За экспертизу надо заплатить 3200 рублей. Как поступить?".
Заместитель начальника отдела защиты прав потребителей Управления Роспотребнадзора по Коми Татьяна Гарманова посоветовала сыктывкарке написать заявление на имя директора торговой точки в двух экземплярах, где описать ситуацию (когда приобрели товар, когда появился дефект, когда устно обратились в магазин и т.д.) и потребовать проведения экспертизы. Но продавец, согласно законодательству, обязан провести экспертизу товара за свой счет только в том случае, если на товар был установлен гарантийный срок.
По поводу гарантии обратившаяся ничего сказать не смогла. Тогда ей порекомендовали уточнить этот момент в магазине. Часто продавцы не выдают покупателям отдельные гарантийные листки, а пишут гарантийный срок с обратной стороны чека либо вывешивают информацию о гарантийных сроках на изделия на стенде. Во всех этих случаях потребитель вправе потребовать оплаты экспертизы от реализатора.
Директор республиканской общественной организации по защите прав потребителей "Доверие" Наталья Пономарева добавила, что если гарантийный срок на товар продавцом установлен не был, то обязанность по проведению экспертизы переходит на покупателя. Но если сыктывкарка заплатит за эту услугу, и в результате будет установлено, что цепочка действительно была реализована с производственным дефектом, продавец должен возместить женщине не только стоимость товара, но и затраты на экспертизу.
На прямую линию поступали и другие звонки с жалобами на нарушения прав потребителей. Н. Пономарева предлагала обратившимся помощь своей организации, которая находится по адресу: ул. Куратова, 83, каб.414 (тел. 29-78-06). Специалисты проводят бесплатные консультации, в том числе в интернете, помогают в оформлении документов, представляют интересы жителей в суде. Услуги общества бесплатны.