Круглый стол, посвященный проблемам коренных народов, прошел в Госсовете Коми сегодня, 15 мая.
Участниками заседания стали парламентарии России, Финляндии, Швеции, Норвегии, Дании и Латвии, в том числе представляющие Парламентскую конференцию Балтийского моря.
Открывая круглый стол, спикер Госсовета Коми Игорь Ковзель отметил, что взаимопонимание и обмен опытом между парламентариями являются залогом стабильного развития северных территорий.
"В основе этого диалога лежат общие для наших стран задачи. Это сохранение уникального природного и культурного наследия Севера, создание транспортной инфраструктуры, развитие инновационной экономики, обеспечение экологической безопасности и многие другие. Безусловно, в этой работе мы опираемся на особенности этнокультурного и хозяйственного развития коренных народов", – подчеркнул И. Ковзель.
Заместитель председателя Парламентской конференции Балтийского моря Раймондс Вейонис в своем выступлении отметил необходимость сотрудничества северных стран в области экологии, здравоохранения, образования и социального обеспечения населения, а также совместного развития инфраструктуры, логистики и энергетики.
Член Комитета Совета Федерации по международным делам Артур Чилингаров подчеркнул, что Коми имеет большой опыт работы в области решения проблем коренных народов.
Член Комитета Государственной Думы по делам национальностей, президент Ассоциации коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ Григорий Ледков обозначил приоритетные направления по сохранению малочисленных народов. В частности, он заявил о необходимости проведения генетических исследований представителей разных национальностей, что позволило бы сделать выводы о генной географии, изучить генофонд коренных народов, генетические особенности, в том числе с позиции здоровья и наследственности.
Он также отметил актуальность продвижения товаров и услуг традиционной деятельности малочисленных народов – в первую очередь, продукции оленеводства.
Тему развития оленеводства подхватил первый вице-спикер Госсовета Коми Валерий Марков, который рассказал присутствующим о принятом в республике законе об оленеводстве. Кроме того, он коснулся проблемы сохранения национальных языков на примере коми. По словам В.Маркова, несмотря на то, что сейчас коми язык изучается во всех школах, участились случаи, когда сельские школы выбирают программу обучения языку как государственному, а не как родному. Он отметил, что два часа в неделю – это не достаточно для детей, для которых коми язык родной.
Тема необходимости обязательного изучения национального языка в школах вызвала дискуссию. Так, член комитета Государственной Думы по собственности Александр Ильтяков высказал мнение, что в эпоху глобализации изучение национальных языков потеряло всякий смысл. По его мнению, скоро люди будут учить те языки, которые принесут им в жизни практическую пользу, например, английский. Вместе с тем, он подчеркнул, что сохранять культурные ценности необходимо и привел в качестве примера музеи индейцев в США.
С ним не согласился член комитета по культуре и образованию из Дании Съюрдур Скаале, который отметил, что для сохранения языков необходимо проявить политическую волю.
Затем слово взял депутат Госсовета Коми Михаил Брагин, который выразил мнение, что коми язык нужно изучать факультативно.
"Как быть, если семья военных переезжает с места на место, сначала проведя несколько лет в Коми, потом на Чукотке, а затем еще в какой-то национальной республике. Детям что, придется учить все языки регионов, где они жили?",- обратился к присутствующим парламентарий.
Депутат регионального парламента Валерий Жилин не поддержал коллегу в стремлении упростить школьную программу и заявил, что не видит ничего плохого в обязательном изучении национального языка.
"Я сам коми, говорю на родном языке, моя внучка с детского сада изучает коми язык, сейчас она уже в шестом классе, и я очень рад, что она знает о своих корнях", - подчеркнул депутат.
По окончании дискуссии на брифинге свою позицию озвучил и Игорь Ковзель. "Кто-то говорит, что два часа в неделю — много, а кто-то – что вообще не нужно. Коми республика большая и многонациональная, жители районов, где преобладает коренное население говорят, что язык надо учить более углубленно, а в Воркуте родители не понимают, зачем их детям учить коми язык. Это очень сложный вопрос, и мнений по этому поводу очень много. Я считаю, что два часа – это минимум, который у нас есть, но никто не мешает факультативно увеличивать часы изучения коми языка в школе. Но самое главное – отношение к родному языку в семье: если там будут поддерживать язык, то дети и вне школы будут на нем говорить. Потому что основные носители языка для детей – это не учителя и одноклассники, а родители, от которых зависит, как ребенок будет относиться к родному языку",- заключил он.