В августе нынешнего года оператору магистральных нефтепроводов России ОАО "АК "Транснефть" исполняется 20 лет. В компании трудятся около 110 тысяч человек, в нее входят десятки дочерних обществ по всей стране, в том числе и ОАО "Северные магистральные нефтепроводы", эксплуатирующее самую северную в стране систему магистрального транспорта нефти. На пороге юбилея принято подводить итоги и строить планы дальнейшего развития. Именно поэтому в конце апреля компания пригласила в Санкт-Петербург журналистов из различных регионов своего присутствия. Познакомиться с деятельностью "Транснефти" на Северо-Западе страны смогли и представители СМИ Республики Коми: делового журнала "Регион", информационного агентства "Комиинформ", городской газеты "Ухта", ООО "Коми республиканская типография". Пресс-туры ОАО "АК "Транснефть" организует регулярно, нынешний впервые проходил на базе ООО "Балтнефтепровод". Это дочернее предприятие было создано для эксплуатации магистральных нефтепроводов Балтийской трубопроводной системы.
Неразрывная связь
Знакомство с балтийской "дочкой" началось с посещения нового офиса ООО "Балтнефтепровод", здание которого губернатор Санкт-Петербурга Георгий Полтавченко назвал "настоящим архитектурным украшением города". Здание и впрямь можно назвать уникальным с точки зрения технической оснащенности: самое современное оборудование с высокой степенью защиты, автономные котельная, электростанция. Здесь находится центральная диспетчерская, из которой контролируют работу магистральных нефтепроводов, протяженностью более 3,2 тысячи километров. Они проходят по территориям Ленинградской, Новгородской, Тверской, Ярославской и Псковской областей.
В составе ООО "Балтнефтепровод" два районных нефтепроводных управления — Ярославское и Великолукское, База производственно-технического обслуживания и комплектации оборудования,15 нефтеперекачивающих станций, резервуарный парк общей вместимостью около 600 тысяч кубометров, подводные переходы через Волгу, Неву, Волхов. Нефть поставляется по двум экспортным направлениям - в Западную Европу и Белоруссию.
По словам генерального директора ООО "Балтнефтепровод" Владимира Якимова, в 2010 году предприятие отпраздновало свое 10-летие. И вся его история неразрывно связана с историей создания Балтийской трубопроводной системы — БТС-1. Столкнувшись с острой необходимостью наладить новые транспортные потоки нефти экспортного направления в обход бывших прибалтийских республик, в июле 2000 года российское правительство приняло решение о строительстве новой Балтийской трубопроводной системы. И уже буквально через полтора года напряженнейшего труда произошло радостное событие — введена в эксплуатацию первая очередь БТС. Учитывая то, что большая часть магистральных нефтепроводов системы была проложена через леса, непроходимые болота, по местам, где в годы войны шли ожесточенные бои и где каждый метр земли таил опасность (рабочие не раз находили неразорвавшиеся боеприпасы), такой короткий срок можно считать настоящей победой сотен людей и воплощения в жизнь инженерной мысли: при строительстве БТС использовались самые современные технические средства.
В 2006 году система вышла на проектную мощность — 74 миллиона тонн нефти в год. Конечный пункт этого потока экспортного направления — морской терминал "Приморск" на берегу Финского залива.
Музей преступного бизнеса
В обиходе ту часть трубопроводной системы, по которой бежит сырая нефть, называют "черной" или "темной", а ту, что качает светлые нефтепродукты (дизельное топливо, бензин, авиакеросин), - "светлой". Одно из крупнейших в мире и единственное в России ОАО "АК "Транснефтепродукт", специализирующееся на транспортировке светлых нефтепродуктов, в 2008 году стало дочерним обществом компании "Транснефть". Продолжая эту "родственную линию", можно сказать, что мы едем в гости к ее "дочке" и, соответственно, "внучке" "Транснефти" - в ООО "Балттранснефтепродукт". Это предприятие создавалось для реализации проекта "Север" - нового транспортного канала экспорта светлых нефтепродуктов в Европу. Именно "Север" позволил заменить в структуре экспорта поставку сырой нефти на продукты ее переработки, что, конечно, укрепило экономику нашей страны.
Высокое качество топлива, идущего на экспорт, ну и, само собой, его цена привлекают преступников, желающих мгновенно обогатиться. За прошлый год в компании "Транснефть" выявлено 1369 несанкционированных врезок. По субъектам федерации в "лидерах" оказались Самарская (42), Иркутская (21) области, Ханты-Мансийский АО (22), Дагестан (20). В Республике Коми зафиксирована одна несанкционированная врезка, что, по мнению специалистов, можно объяснить лишь труднодоступностью и отдаленностью территорий, по которым проходят северные магистральные нефтепроводы.
Для ООО "Балттранснефтепродукт" проблема приобретает особый характер и остроту. Во-первых, как уже говорилось, преступники предпочитают охотиться не за сырой нефтью, а за продуктами ее переработки. Во-вторых, МНПП проходит по густонаселенной территории, через важнейшие индустриальные центры, а в пределах Ленинградской области - уже практически по территориям разросшихся городов.
Именно поэтому в Ленинградской области в течение двух последних лет отмечено наибольшее количество криминальных вмешательств по сравнению с другими регионами прохождения МНПП. "Рекордным" стал 2011 год - 53 несанкционированных врезки. В 2012 году их количество снизилось почти в два раза - 29 врезок, похищено 174 тонны нефтепродуктов на сумму более 2, 8 миллиона рублей.
Как отметил начальник службы безопасности ООО "Балттранснефтепродукт" Сергей Созинов, прошел тот период, когда топливо воровали ведрами и канистрами. Способы хищений стали более изощренными, а несанкционированные врезки отличаются большей технологичностью.
Выставка оборудования, применяемого для несанкционированных врезок, наглядно показывает, как развивался этот преступный бизнес, с каким умением действуют преступники и к чему приводят их действия: целый раздел выставки посвящен экологическим последствиям, на устранение которых компания тратит огромные средства. И если затраты, понесенные дочерними обществами, исчисляются миллионами, то, как сообщил в недавней программе питерского канала "Момент истины" вице-президент ОАО "АК "Транснефть" Михаил Барков, затраты всей компании за прошлый год составили порядка миллиарда рублей. Заметим, государственной компании…
Демонстрируя изъятые криминальные технические средства, экскурсовод выставки Юрий Домкович, ведущий специалист по инженерно-техническим средствам охраны службы безопасности ООО "Балттранснефтепродукт", заметил, что порой лучшие инженерные умы предприятия давались диву, встречаясь с тщательно подготовленными квалифицированными хищениями "умельцев". Чего стоит, например, искусно проложенный под автотрассой многокилометровый пластиковый отвод с применением технологии горизонтально направленного бурения. Среди экспонатов выставки миниатюрные видеокамеры, телеантенны, модемы, пульты дистанционного управления и даже новейшее оборудование с применением нанотехнологий!
Преступники умело маскируют нелегальные заправки и пункты продажи топлива под гаражи, бытовки, дачные домики. Известный случай, о котором рассказывают фотоэкспонаты выставки: летом 2011 года на одном из участков МНПП "Второво-Приморск" была обезврежена банда, присосавшаяся к трубе и откачивавшая по 40-50 тонн топлива в сутки. Замаскированный трубопровод вел на территорию заброшенной воинской части в Выборгском районе.
К сожалению, пока существует спрос на украденные нефтепродукты и налажен их сбыт, решить эту достаточно серьезную проблему вряд ли удастся. Слаба и законодательная база, доказать причастность к хищению и самое главное – привлечь к уголовной ответственности виновных бывает очень трудно. Уголовные дела зачастую не доходят до суда.
НПС "Невская": система защиты в действии
Противостоит постороннему вмешательству в работу МНПП и обеспечивает его безопасность целая система охранных мер: слаженная работа службы безопасности компании, совместное патрулирование с представителями правоохранительных органов, круглосуточный мониторинг линейной части, посты подвижного технического наблюдения. На всем протяжении магистральных продуктопроводов установлена комплексная система обнаружения утечек. Малая авиация делает регулярный облет трассы, специально для "Транснефти" даже изготовлены беспилотные летательные комплексы, нацеленные на поиск врезок.
На НПС "Невская", одном из основных объектов ООО "Балтнефтепровод", нам показали основные элементы системы защиты в действии: журналисты стали свидетелями учебно-тренировочные занятий службы безопасности по отработке навыков задержания условного нарушителя.
В охране МНПП задействованы самые современные технические средства, но кроме техники у людей есть незаменимые помощники — караульные и розыскные служебные собаки. Караульные охраняют периметр станции. Что может произойти в случае проникновения нарушителей на объект, мы увидели воочию. Причем охранники не были предупреждены заранее, где именно, когда и как будет совершено проникновение. Они начали действовать по сработавшей охранной периметральной сигнализации. Буквально через считанные минуты после включения сирены на площадку на большой скорости въехал автомобиль с патрульными. Невдалеке можно было заметить нарушителя в маске, который пытался положить рядом со стеной здания какой-то черный пакет. Тут же завязалась борьба, пара эффектных приемов – и нарушитель уже в наручниках. Задержание второго преступника проходило еще быстрее: он даже не пытался сопротивляться, увидев охранника со служебной собакой. Грозный пес заставил его встать на колени и заложить руки за голову.
К караульным собакам лучше не приближаться, а вот розыскной пес Эрик – само дружелюбие. В оборудованном вольере, где находится специальный городок для занятий и тренировок, инструктор служебного собаководства Сергей Китяев показывает, на что способен его питомец. Эрик может по запаху нефти определить любую несанкционированную врезку, как бы умело ее не замаскировали. Этот храбрый пес особо отличился в 2011 году при обнаружении врезки и задержании целой преступной группы.
В сопровождении гида - начальника НПС "Невская" Марата Садриева идем осматривать технологическое оборудование самой станции. Собственно, здесь две станции. "Невская-1" была построена в 2001 году в рамках реализации проекта БТС-1. "Невская-2" введена в эксплуатацию в 2006 году, когда проходило расширение Балтийской трубопроводной системы, и ее производительность увеличилась до 74 миллионов тонн нефти в год.
Главный объект станции, ее сердце — магистральная насосная. Выходит, что у НПС два сердца. Первое качает нефть по нефтепроводу "Кириши-Приморск", второе по нефтепроводу "Палкино-Приморск". Конечная точка одна – морской порт Приморск, где нефть заливают в танкеры. Оба сердца работают бесперебойно.
А вот единым мозгом обеих станций называют диспетчерскую. Сюда, на пульт оператора поступают все основные количественные и качественные показатели.
Не хлебом единым
К чести организаторов пресс-тура, удалось так построить его весьма насыщенную программу, что за два дня мы сумели познакомиться не только со сложным, технически оснащенным современным производством, но и многое узнать о социальном развитии "Транснефти" и ее балтийских "дочках".
Впечатлило знакомство с одним из крупных благотворительных проектов: ООО "Балтнефтепровод" уже несколько лет оказывает поддержку физико-математическому лицею № 239. Экскурсия по историческому зданию бывшего училища Святой Анны началась с Доски Почета, на которую рядом с именами известных выпускников лицея Лии Ахеджаковой, Бориса Гребенщикова, Григория Перельмана занесены и имена ребят — победителей российских и международных олимпиад.
Содержать в порядке старинное здание, которому больше двух веков, задача почти непосильная для учебного заведения, поэтому помощь шефов как нельзя кстати. Благодаря ремонту здание сильно преобразилось. Ребята учатся в прекрасных условиях: современные компьютерные классы с бесплатным высокоскоростным и круглосуточным доступом в Интернет, библиотека с двумя хранилищами и двумя читальными залами, оборудованными компьютерными рабочими местами, медиатека, оборудованные кабинеты по учебным предметам, лаборатории по физике, химии, робототехнике и даже лаборатория нанотехнологий, на оборудование которой шефы выделили около 16 миллионов рублей.
В лицее царит особая атмосфера свободы, творчества, научной мысли и поиска. Лицеисты и их преподаватели с энтузиазмом рассказывали о том, что ценят не только материальную помощь, но именно духовную поддержку, понимание и уважение своих партнеров. А это дорогого стоит.
Вечером участников пресс-тура ждал сюрприз - встреча с многократным обладателем приза "Хрустальная сова", магистром популярной телеигры "Что? Где? Когда?" Александром Друзем, который провел среди журналистов интеллектуальную игру. Каждая из трех команд-побелительниц получила приз из рук магистра - малую копию "Хрустальной совы", а все участники — дипломы с подписью Александра Друзя.
Этот вид разумного досуга, пропагандируемый, кстати, соавтором и ведущим клубного проекта "Что? Где? Когда?" в Петербурге, завоевывает все большую популярность у интеллигенции северной столицы, становясь своего рода модным трендом. Отрадно, что и в этом чувствуется поддержка нефтяной компании.
Желанная земля
Но самое интересное было припасено на второй день пресс-тура: предстояла довольно дальняя поездка (более 150 километров от Санкт-Петербурга) в самый большой порт на Балтике и самый масштабный инвестиционный проект последних лет, осуществляемый в нашей стране, - морской торговый порт "Усть-Луга" на берегу Финского залива.
Дорога оказалась весьма познавательной, благодаря эмоциональным рассказам и мелодичным напевам Елены Костровой, директора культурно-досугового центра деревни Вистино. В ее национальном костюме, радушном гостеприимстве, задушевной манере говорить мы сразу же почувствовали что-то родственное. И не ошиблись: Елена – представительница одной из двух местных народностей — водь и ижора, которые, как и коми, относятся к финно-угорской языковой группе. Обе народности проживают в деревнях, разбросанных, словно бусинки, по побережью Финского залива. Эта земля оказалась очень желанной не только для потомков древних финно-угорских племен…
Морской торговый порт вблизи поселка Усть-Луга начал работу в 2001 году с открытия угольного терминала. Проект осуществляется как альтернатива портам Латвии, Литвы и Эстонии. Планируется, что на полную мощность порт выйдет в 2018 году. И тогда здесь будут переваливать до 180 миллионов тонн различных грузов в год, что превысит совокупный грузооборот портов Таллина, Клайпеды, Риги и Вентспилса. Огромную территорию порта "Усть-Луга", занимающего более тысячи гектаров, можно окинуть взглядом разве что с высоты птичьего полета, а чтобы объехать, наверное, и целого дня не хватит. Генеральная схема развития порта предполагает строительство 16 перегрузочных комплексов, причем каждый из них - это отдельный масштабный проект. Уже сейчас действуют 19 причалов, 17 портовых кранов.
Нефтеналивной терминал - лишь часть этого невиданного по размаху, сложного портового комплекса. Только на беглый осмотр хозяйства, принадлежащего дочернему предприятию "Транснефти" ООО "Спецморнефтепорт "Усть-Луга", - двух причалов, наливной насосной станции, диспетчерской, резервуарного парка - ушло полдня. Нажав кнопку "пуск" в диспетчерской терминала, ныне действующий президент, а тогда премьер-министр России Владимир Путин "включил" БТС-2. Эта символическая церемония произошла 23 марта прошлого года, когда под загрузку встал танкер "Невский проспект". Отгрузку первой нефти многие СМИ назвали событием, меняющим карту мира.
Из той самой диспетчерской, где год назад был дан старт БТС-2, мы могли наблюдать, как со своего автоматизированного рабочего места оператор управляет всеми технологическими процессами, начиная от приемки нефти до ее закачки в танкер.
Вторая очередь Балтийской трубопроводной системы - это нефть, которая приходит из Брянска по нефтепроводу протяженностью более тысячи километров. Она поступает в огромные резервуары-пятидесятитысячники и после подготовки откачивается на причалы для погрузки в танкеры. Глубина Финского залива у причалов – 17 метров, что позволяет принимать танкеры водоизмещением до 120 тысяч тонн. Мы побывали на причале, где к погрузке готовился греческий танкер-стотысячник "Минерва".
К причалам нефтеналивного терминала заходят суда из многих стран мира. Из европейских на первом месте Греция (около 37 процентов), на втором — российские танкеры под либерийским флагом (порядка 29 процентов), а также суда под флагами Швеции, Финляндии, Норвегии, Хорватии, США, Мальты, Каймановых островов. Пропускная способность первой очереди БТС-2 составляет 30 миллионов тонн нефти в год.
Активно развивается не только сам порт, но и прилегающая к нему территория. По словам генерального директора ООО "Спецморнефтепорт "Усть-Луга" Юрия Брезинского, вскоре рядом с поселком Усть-Луга, состоящим в основном из частных деревянных домов, вырастет прекрасный город портовиков, население которого составит 35 тысяч человек.
Проектировщики нашли решения по сохранению заповедных уголков этого района: предусматривается большая парковая зона с естественными прудами, уже в следующем году будет построена школа на 350 мест, детский сад на 140 мест, затем торговый и досуговый центры, поликлиника, больница, предприятия бытового обслуживания, современные причалы на берегу реки Луги.
Первыми жителями будущего города портовиков как раз стали сотрудники дочернего общества "Транснефти". Они поселились в благоустроенных квартирах двух из четырех построенных новых домах. Так что город будущего приобретает уже вполне реальные очертания.