Новости Республики Коми | Комиинформ

"Главконтроль" исследовал реализацию в Коми нового порядка зачисления детей в первые классы

"Главконтроль" исследовал реализацию в Коми нового порядка зачисления детей в первые классы
"Главконтроль" исследовал реализацию в Коми нового порядка зачисления детей в первые классы
logo

"Главконтроль" завершил первый этап исследования хода реализации нового порядка зачисления детей в первые классы общеобразовательных школ и реакции населения на нововведения. Оно было инициировано в связи с участившимися обращениями в Общественную приемную главы Коми родителей будущих первоклассников.

Как сообщили "Комиинформу" в ОП региона, в ходе исследования были проведены интернет-опрос населения, опрос работников отрасли образования (специалистов и руководителей Министерства образования Коми, Управления образования администрации Сыктывкара, педагогических работников образовательных учреждений). Также была проанализирована информация независимых экспертов.

Интернет-опрос читателей БНК и подписчиков группы проекта "ВКонтакте" показал, что положительную оценку нововведениям дали только 14% участников голосования. На две равные группы (по 12%) разделились те, кто дает резко негативную оценку и считает, что такой порядок неприемлем и те, кто считает, что он лишает школу стимула эффективнее работать из-за невозможности дифференцировать подход к обучению, например, детей, проявляющих высокий уровень способностей. 23% участников опроса отмечают, что порядок ущемляет права детей и их родителей. Вызывает тревогу, что самую большую группу опрошенных составили те, кто, видимо, не понаслышке знает, что любой порядок можно обойти, более того, он "заставляет родителей и школу искать возможность обойти установленный порядок, порождая коррупцию" - 39%.

Оценки экспертов внушают больше оптимизма. Более половины опрошенных экспертов (58%) существующий порядок зачисления детей в первый класс, в целом, оценивают как положительный, но считают отдельные его моменты нуждающимися в доработке. 17% экспертов считают, что порядок в полной мере отвечает интересам и детей, и родителей, и школы, и Министерства образования региона. Такой же процент респондентов (17%) придерживается мнения, что существующий порядок нуждается в значительной доработке и дальнейшей оптимизации. Только 8% респондентов дали резко негативную оценку, охарактеризовав данный порядок как совершенно неприемлемый.

По оценке большинством экспертов (58%), сам приём детей в первые классы проходит в рамках установленного порядка, без проблем. 33,3% считают, что порядок пока несовершенен и существуют проблемы, над которыми необходимо работать, и только 8,3% отмечают, что существующий порядок выдерживается с трудом из-за большого количества жалоб и обращений родителей. При этом 75% респондентов при исполнении своих должностных обязанностей (напомним, что все они являются работниками отрасли образования) сталкивались с жалобами и недовольством родителей ходом или порядком записи в первый класс. Подавляющее большинство жалоб родителей (около 90%) связано с правилом приема детей в первый класс по месту регистрации. Примечательно, что с жалобами и недовольством педагогических работников сталкивалась только треть опрошенных экспертов.

При оценке информационного сопровождения кампании по записи в школу первоклассников 42% респондентов выразили удовлетворение, подтвердив, что вся необходимая информация доступна населению по всем возможным информационным каналам (телефонные горячие линии, интернет, СМИ). 50% опрошенных считают спектр информационных каналов недостаточным. 8% оценили информационное сопровождение крайне негативно.

Такова картина распределения мнений среди экспертов в целом. Однако, если экспертов разделить на две группы: чиновников от образования и представителей учебных заведений, то внутри каждой группы мнения распределились несколько иначе. Стоит отметить, что все 100% опрошенных чиновников сталкивались с недовольством родителей. Среди педагогов с жалобами родителей сталкивались только 50%. Это можно объяснить тем, что родители чаще обращаются в инстанции, способные повлиять на ход реализации существующего порядка. При этом жалобы от педагогических работников получали только 17% чиновников. Тогда как среди педагогов 50% слышали от своих коллег жалобы и недовольство ходом и порядком записи в школу. Можно сделать вывод, что педагоги по тем или иным причинам избегают обращаться с жалобами в адрес чиновников, но в частной беседе с интервьюером назвали немало проблем: районы нерационально закреплены за учебными заведениями, не отлажена связь с детскими садами, 1 августа - очень неудобная дата для приема заявлений не по месту регистрации и т.д.

Анализ ситуации с зачислением в первый класс общеобразовательных школ по муниципалитетам выявил, что в населенных пунктах, где количество мест в первых классах превышает количество детей, поступающих в них, проблем в связи с новыми правилами приема практически не возникает. В крупных населенных пунктах и городах проблемы в ходе записи вписываются в статистику, описанную выше.

В целом, можно отметить, что существующий на сегодня порядок записи в первый класс общеобразовательных школ, безусловно, нуждается в доработке. Вызывает беспокойство и его явная коррупциогенность. Однако окончательную оценку того, как будет реализован очередной эксперимент от системы образования, можно будет дать только в сентябре, когда зачисление в первый класс будет закончено. К этому моменту и родители, и работники образования смогут определить, насколько оправдались их планы и надежды, насколько территориальная доступность общего образования не противоречит праву родителей выбирать образовательное учреждение.

"Главконтроль" планирует продолжить исследование хода реализации порядка зачисления в первые классы общеобразовательных школ республики и реакции населения на внесенные в него изменения.